— Какие требования предъявляются к руководителям нового времени?
Руководители нового времени постоянно находятся в стрессовой ситуации по причине воздействия факторов внешней и внутренней среды, поэтому они должны обладать такими лидерскими качествами, как стрессоустойчивость, рассудительность, проницательность, инициативность, гибкость, смелость, амбициозность, настойчивость и упорство, энергичность, знание дела, обязательность, умение брать на себя ответственность, умение организовывать и умение убеждать, умение разбираться в людях.
— Способна ли программа «Экономика и управление в международном бизнесе» подготовить таких специалистов?
Миссия нашей программы — качественный рост знаний руководителей и специалистов предприятий различных организационно-правовых форм и приобретение ими новых компетенций. С момента своего создания программа была нацелена на подготовку именно таких специалистов, на структуризацию и формирование теоретических знаний и практических навыков руководителей, которые позволят принимать оптимальные управленческие решения в условиях циклического развития мировой экономики. Обучение на нашей программе позволит заметно повысить профессиональный уровень, вы сможете понимать суть и особенности процессов, происходящих во внешнеэкономической деятельности компании, овладеете самыми передовыми технологиями управления, сформируете эффективные стратегии развития компании, научитесь применять международный опыт управления, ставить сложные цели и достигать их, видеть новые возможности на высококонкурентных рынках, принимать оптимальные управленческие решения при выходе компаний на мировой рынок товаров и услуг, что обеспечит карьерный трамплин и новые перспективы в бизнесе.
— Специализация «Экономика и управление в международном бизнесе» существует с 2015 года. Что нового появилось за это время?
Привлекательность любой программы для потенциальных слушателей заключается в ее совершенствовании и адаптации к современным требованиям рынка. Поэтому мы наладили систему обратной связи между слушателями и администрацией, которая позволила в режиме реального времени корректировать любые возможные отклонения от стандартов. На программе нам удалось создать модель, направленную на максимизацию результативности и эффективности, добиться четкости постановки конечных целей и минимизацию внутренних барьеров, повысить вовлеченность персонала в образовательный процесс: каждый сотрудник, задействованный на программе, ориентируется не на функциональность, а на совершенствование качества образования. Особая наша гордость — успешное прохождение программой международной аккредитации в Association of MBA’s. В этой связи наши выпускники наряду с дипломом о профессиональной переподготовке, свидетельствующим о присвоении квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА) МГИМО, получают именной сертификат, подтверждающий аккредитацию программы МВА «Экономика и управление в международном бизнесе» международной Association of MBA’s.
— Ценность любой МВА в ее связи с реальным бизнесом. Как реализуется эта связь на вашей программе?
Абсолютно согласен с этим тезисом, поэтому на программу приглашаются ведущие российские и западные эксперты-практики, а также известные предприниматели, топ-менеджеры из таких компаний, как УГМК-Холдинг, НК «Роснефть», АО «НафтаГаз», Международный форсайт-центр, ВТБ-групп, Российская ассоциация криптовалюты и блокчейна, Baikal Communications Group, Независимая страховая группа и других. Во время встреч с лидерами бизнеса слушатели приобретают опыт управленческой практики лучших российских и иностранных компаний. В ходе проработки бизнес-кейсов закрепляются навыки решения практических задач по управлению компанией, особое значение на программе уделяется взаимному обмену опытом, в ходе которого слушатели делятся успешными и неудачными примерами решения тех или иных ситуаций в собственной компании.
— Есть ли в программе антикризисные дисциплины и как они адаптированы под потребности рынка в период кризиса?
Структура программы составлена с учетом современных требований к руководителям нового времени. Она обеспечивает серьезную теоретическую подготовку, дает обширные знания и навыки в различных областях менеджмента и маркетинга, но самое главное — способствует не только профессиональному, но и личностному росту. Большое внимание уделяется изучению английского языка с последующей стажировкой. Поэтому практически все дисциплины специализации носят в той или иной степени антикризисный характер и адаптированы под потребности рынка в период кризиса, но к наиболее выпуклым следует отнести такие, как страхование предпринимательской деятельности, управление стоимостью компании, результативный менеджмент, корпоративная социальная ответственность, Agile 2.0.: технология ускорения реализации проектов, digital-маркетинг и цифровые технологии в России и за рубежом, международное предпринимательство и формирование бизнес-идеи, практика ведения международного бизнеса (мастер-классы).
— И в заключение наша рубрика «Вопрос эксперту». Сегодня весь мир с волнением наблюдает за тем, что происходит с бизнесом в связи с пандемией, и пытается делать прогнозы, какие из отраслей экономики смогут пережить этот кризис, а какие нет. Каков ваш собственный прогноз и какие советы вы можете дать тем управленцам, которые столкнулись с этими вызовами?
Судя по развивающимся событиям последних месяцев, мир столкнулся с серьезным вызовом, который уже причинил и еще нанесет ощутимый урон человечеству как с точки зрения невосполнимого ущерба для жизни людей, так и с точки зрения выживания отдельных компаний и наличия финансовых средств к существованию их сотрудников. Наибольший ущерб пандемия нанесла таким сферам деятельности, как авиа- и автоперевозки, организация досуга и развлечений, физкультура и спорт, туристический бизнес, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, организация выставок и конференций, бытовые услуги населению. Таким образом, в большей степени пострадала сфера услуг, на которую приходится более 60% в структуре ВВП нашей страны. Резкое снижение выручки компаний из сферы услуг приведет к сокращению сотрудников и реально располагаемых доходов населения, что в свою очередь послужит причиной падения как потребления, так и инвестиций. Снижение совокупного спроса спровоцирует свертывание совокупного предложения и падение как мирового ВВП, так и ВВП Российской Федерации. В этих условиях скорость и величина падения экономики будет зависеть от предпринятых государством мер по поддержке бизнеса и способности менеджеров сплотить сотрудников перед вызовами внешней среды. Универсальных рецептов, как действовать в такой ситуации, не существует, так как компании находятся в разных условиях. Например, на рынке частного образования мы отправили 75% сотрудников на удаленную работу, ввели систему ежедневных онлайн-конференций утром и вечером, ежедневных отчетов о проделанной за день работе с учетом трудозатрат. На время карантина мы попросили сотрудников, работающих удаленно, перейти на шестидневную рабочую неделю в целях частичной компенсации резкого снижения выручки. И сотрудники, надо отдать им должное, приняли решение поддержать компанию в трудные для всех времена. Исходя из своего опыта, я бы посоветовал руководителям формировать благоприятную организационную культуру в компании, которая позволит сохранить бизнес даже условиях, когда вы не имеете возможности контролировать производственный процесс, благодаря вовлеченности в работу всего коллектива.