В.И.Трухачев: «Выпускники совместной магистратуры будут ориентироваться в особенностях современного российского АПК»

В.И.Трухачев: «Выпускники совместной магистратуры будут ориентироваться в особенностях современного российского АПК»

2 августа 2019

Ректор Ставропольского государственного аграрного университета — одного из партнеров МГИМО в реализации программ по подготовке специалистов для Министерства сельского хозяйства России — В.И.Трухачев рассказал об уникальности магистерской программы «Мировые аграрные рынки», особенностях образовательного процесса и будущем облике агропромышленного комплекса.

— Ставропольский государственный аграрный университет — один из партнеров МГИМО в реализации сетевой магистратуры «Мировые аграрные рынки». Что, на ваш взгляд, уникального в этой программе?

Сегодня именно агропромышленный комплекс претендует на роль главной демонстрационной площадки результатов новой технологической революции: роботизированные технологии «Индустрии 4.0» переводят практически всю сельхозтехнику на безлюдный режим. Интернет вещей и «интернет всего» объединяют в единую экосистему всю производственную цепочку — от создания новых удобрений, видов животных и растений до выпуска функциональных продуктов, позволяющих кардинальным образом улучшать свойства человека.

Будущий облик агропромышленного комплекса весьма разнообразен. Магистры, завершившие подготовку по программе «Мировые аграрные рынки», должны будут учитывать глобальные тренды, устойчивые тенденции, оказывающие существенное влияние на средне- и долгосрочные перспективы развития сельского хозяйства. Образовательный процесс для них построен так, что в нем интегрируются трудно соединимые, на первый взгляд, компетенции. Выпускники данного направления подготовки должны хорошо ориентироваться в особенностях современного развития российского агропромышленного комплекса, уметь оценивать возможности отечественных товаропроизводителей и существующие ограничения по наращиванию объемов производства конкурентоспособной на мировых рынках сельскохозяйственной продукции. Им необходимо владеть современными маркетинговыми технологиями, включающими методы продвижения товара на аграрных рынках, а также способами повышения объемов продаж на основе постоянного изучения спроса на сельскохозяйственную продукцию и ее возможных конкурентных преимуществах в конкретных социально-экономических условиях разных стран.

Как специалистам, работающим в условиях цифровой экономики, выпускникам магистерской программы «Мировые аграрные рынки» надо уметь пользоваться инструментами управления на основе больших данных с целью принятия эффективных управленческих решений для продвижения российских агропродовольственной товаров на международные рынки.

— Какова роль Ставропольского государственного аграрного университета в сетевом обучении магистров по программе «Мировые аграрные рынки»?

Ставропольский ГАУ в рамках сетевого взаимодействия с МГИМО при реализации магистерской программы «Мировые аграрные рынки» будет осуществлять формирование у слушателей компетенций, позволяющих ориентироваться в экономике сельскохозяйственного предприятия, понимать особенности производства и реализации продукции растениеводства и животноводства, иметь представление об организации переработки сельскохозяйственного сырья.

Гордостью вуза является экономическая школа, которая существует в Ставропольском ГАУ с 1961 года. Около шестидесяти лет она является фундаментальной основой подготовки специалистов экономического профиля для отрасли сельского хозяйства Северного Кавказа.

Уже не один год Ставропольский ГАУ рассматривает экономику аграрной отрасли России в контексте мирового разделения труда сельскохозяйственной сферы. В университете с 1998 года ведется подготовка специалистов по образовательной программе «Мировая экономика». Сегодня ее выпускники готовы к работе с зарубежными партнерами на рынках сельскохозяйственной продукции.

Ставропольский ГАУ девять лет готовит магистров по направлению «Экономика», формируя на этом уровне углубленной подготовки профессионалов высокой квалификации, способных решать самые сложные экономические задачи.

Таким образом, наш университет накопил опыт в области формирования компетенций, необходимых для выпускников магистерской программы «Мировые аграрные рынки», позволяющий успешно сотрудничать с МГИМО.

— Подготовка магистров по программе «Мировые аграрные рынки» требует знакомства с практикой работы сельскохозяйственных предприятий. Планирует ли Ставропольский государственный аграрный университет привлекать специалистов предприятий аграрной отрасли к проведению занятий с магистрантами?

Университет имеет тесные связи с самыми различными предприятиями агропромышленного комплекса Ставропольского края. Наш вуз связан договорами о взаимодействии с 426 сельскохозяйственными организациями. Студенты и слушатели проходят стажировки и практики в хозяйствах, являющихся лидерами аграрной сферы. Среди них сельскохозяйственный племколхоз «Россия» Новоалександровского района, сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Родина» Красногвардейского района, сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз-племзавод «Казьминский» Кочубеевского района. В подготовке будущих работников аграрной отрасли принимают участие главные специалисты и руководители сельскохозяйственных предприятий.

Поддерживает вуз тесные связи с перерабатывающими предприятиями региона. Например, с акционерным обществом «Молочный комбинат „Ставропольский“», закрытым акционерным обществом «Холод» из Пятигорска, мясокомбинатом «Олимпия» из Георгиевска, ООО «Изобильненский сахарный завод».

Прочные партнерские отношения сложились также с органами управления аграрной отраслью — Министерством сельского хозяйства Ставропольского края, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике.

Мы видим, что проведение практических занятий и мастер-классов специалистов-практиков на базе предприятий-партнеров университета как обязательный элемент подготовки студентов магистерской программы «Мировые аграрные рынки», позволяет «соединить» знания об экономических основах производства аграрной продукции с умениями предложить нужное для потребителя за рубежами Российской Федерации.