— В прошлом году вы стали победителем конкурса «Лидеры России» — главного состязания российских управленцев. Что для вас значит победа в этом конкурсе?
Хотя это конкурс управленцев (более 200 тыс. участников из России и других стран) — но, что интересно, в нем не проверяют наши умения «руководить другими людьми» в общепонятном смысле этого слова: контроль, делегирование и т.д. Оценивались гораздо более важные качества управленца: лидерский потенциал и умение работать в команде. Причем, по общему признанию, именно работа в команде стала самым сложным испытанием. И победа в конкурсе — приятна не столько ценными призами, сколько уникальной для зрелого управленца возможностью: выйти из зоны комфорта, проверить себя и вскарабкаться на новый уровень в саморазвитии. А возможность после конкурса «прилепиться» к мудрому наставнику — это самая ценная «вишенка на торте».
— Вашим наставником стал ректор МГИМО А.В.Торкунов. Чем опыт наставничества был полезен для вас?
Наставничество — это, наверное, самый эффективный формат развития взрослого человека. И Анатолий Васильевич — это буквально наставник мечты. Это профессионал, которым восхищаются не только в России, но и во всем мире. Возможность стать частью его команды, перенимать его мудрость, уникальную вдохновляющую манеру общаться и энергетику — это лучшая награда в конкурсе. Наверно, не секрет, что в рамках конкурса нам давали возможность «попросить» дать нам каких-то конкретных наставников. Для меня возможность непрерывного обучения в жизни крайне важна, поэтому я попросил дать мне в качестве наставника именно Анатолия Васильевича, потому что это не только возможность для меня быть полезной частью научной среды и впитывать самые современные научные исследования и методики в МГИМО, но и воспринимать уникальную манеру общения Анатолия Васильевича с людьми, учиться коммуникациям. Он настоящий дипломат, с которым можно часами говорить с большим удовольствием. А еще, он уникальный лидер, который заботится о своих подопечных, помогает им расти и создает условия для постоянного развития своей команды и вуза в целом.
— Сейчас все большую актуальность приобретает концепция lifelong learning — образование через всю жизнь. Как вы относитесь к этой идее и почему после получения высшего юридического образования вы решили получить степень МВА?
Мне кажется, что за последние 20 лет количество научных открытий в мире — больше, чем за предыдущие 1000 лет. Мир развивается стремительно, поезд науки мчится вперед гораздо быстрее, чем мы успеваем изучать проложенный им след. И ранее полученные университетские знания — не могут быть достаточны, чтобы быть эффективным в современном мире. Поэтому непрерывное обучение — жизненная необходимость для лидера в условиях такого переменчивого мира. Мне кажется, что умение учиться, меняться и адаптироваться под перемены — ценнее любого багажа косных (пусть даже важных) знаний.
Мне лично, даже после высшего образования, хотелось продолжать учиться, причем, получать знания более широкие, чтобы тренировать мозг, а не стать более глубоким экспертом в моей специализации. И я решил погрузиться в изучение управленческих навыков, т.к. к тому времени у меня уже была своя успешная юридическая компания, и я был вдохновлен возможностью сделать ее лидером рынка. Чтобы опыт был максимально «бодрящий» и вывел мозг из зоны комфорта — я решил получать МВА за рубежом, в Сингапуре. Это не только дало мне потрясающий набор управленческих инструментов, но и погрузило в коллектив профессионалов с чрезвычайно разными подходами, со всех концов мира. Наверное, одно из самых ценных открытий учебы в Сингапуре для меня: если ты нашел наилучшее решение управленческой задачи, то поговори об этом с десятью разными профессионалами, и ты узнаешь еще десять наилучших решений, о которых не догадался сам. Перефразируя известную мудрость: чем больше я учусь — тем ярче понимаю, что надо учиться еще больше.
— Как бизнес-образование повлияло на вашу жизнь и карьеру?
Бизнес-образование нравится мне тем, что управленческие навыки (умение управлять собой, своим временем, коммуницировать с людьми, определять план-стратегию) — применимы не только в работе менеджера, но и в повседневных задачах, в постановке своих жизненных целей и даже в семейных отношениях. Они помогают достичь не только эффективности, но и гармонии в жизни. Благодаря учебе в разных странах: в России, в Сингапуре, в США, — получаемый опыт гораздо шире, разные подходы помогают понять проблему со всех сторон, развивают гибкость и открытость и буквально вытаскивают на новый уровень осознанности.
— Вы были по обе стороны баррикад: и студентом бизнес-школы, и преподавателем в Школе бизнеса МГИМО. Чему вы хотели научить слушателей и студентов и каким опытом поделиться? Какую главную задачу вы ставили перед собой?
Студенты бизнес-школ часто ждут от вуза определенный набор умений, готовых схем и алгоритмов, по которым они смогут разработать стратегию, управлять людьми, проводить переговоры. Но это невозможно, мир не только очень многообразен и в нем часто не работают шаблонные схемы, но он еще и быстро меняется. Поэтому кроме знаний и навыков, качественное бизнес-образование должно развивать адаптивность, современные подходы, эмоциональный интеллект, навыки решения задач. И программа Школы бизнеса МГИМО — это не только мощный багаж деловых навыков и возможность впитывать международный опыт, но и сильный акцент на прикладном характере этих знаний (это же, кстати, активно используется в Harvard Business School). По сути, то что я для себя собирал по крупицам в зарубежных вузах, — А.М.Мирзоева и А.В.Мальгин смогли собрать в одну программу в России. Наверное, этому способствует фундамент МГИМО — здесь и в бизнес-образовании чувствуется «международная» атмосфера. Поэтому в своих лекциях и мастер-классах я не пытался дать слушателем какие-то тайные знания или алгоритмы, а делился с ними моим опытом практического управления, в том числе полученным после применения зарубежных знаний. Я всегда старался показать им, что диплом вуза — это не завершение, а начало их учебы: заинтересовать их углубиться в тему самостоятельно, думать, применять свои идеи и учиться, наблюдая за результатами. Мне бы очень хотелось, чтобы они чувствовали, что главный источник знаний — это они сами. А мы, преподаватели, — просто инструмент в их руках, который они эффективно должны использовать.
— Как вы считаете, чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире?
Если бы меня попросили выбрать единственный навык которому я хотел бы научить своих детей или своих сотрудников — это был бы эмоциональный интеллект. Существует много исследований, доказывающих, что успешные менеджеры отличаются от менее успешных именно навыками эмоционального интеллекта. Поэтому кроме фундаментальных знаний по стратегии, маркетингу и финансам, нам необходимо учить студентов понимать себя и других, обеспечивать свою эффективность.
Второй важнейший навык — непрерывность обучения. Моя любимая антинаучная метафора: что мозг — это тоже мышца. И если перестать его тренировать и давать экстремальные нагрузки, то он начинает деградировать и не успевает за требованиями жизни. Образование — это лучший способ для бизнесмена выйти из зоны комфорта, потому что в учебе нет возможности делегировать, отказаться от некомфортного проекта или «замылить» то, что не получается. Там по определению не должно быть понятного и привычного, и приходится решать столько разнообразных задач, сколько человек не поставил бы перед собой сам. Вот такое комплексное, гибкое образование, ориентированное на практику — это вызов, который стоит перед современными вузами везде в мире. И, мне кажется, что такие школы, как Harvard Business School и Школа бизнеса МГИМО — отлично справляются с этой задачей, воспитывая настоящих управленцев будущего.
Школа бизнеса и международных компетенций