А.В.Шашкова: «„Прыгни выше головы“ с Executive МВА МГИМО»

А.В.Шашкова: «„Прыгни выше головы“ с Executive МВА МГИМО»

22 апреля 2020

Программа Executive MBA успешно реализуется в МГИМО с 2014 года. За это время ее окончили десятки слушателей — владельцы и топ-менеджеры российских и зарубежных компаний. О том, чем живет программа сегодня и каких успехов добились ее выпускники рассказывает научный руководитель, профессор А.В.Шашкова.

— Анна Владиславовна, как вы считаете, кому необходимо бизнес-образование?

Бизнес-образование в целом и Executive МВА в частности нужно в первую очередь людям, которые чувствуют, что уперлись в свой потолок, но хотят двигаться дальше. Есть достаточно известная книга Маршалла Голдсмита «Прыгни выше головы». Так вот она как раз о том, что именно в тот момент, когда мы считаем, что уже добились многого (у нас есть успешная карьера, семья, доход), мы начинаем чувствовать, что находимся на своем максимуме в реальности, хотя потенциально могли бы добиться гораздо большего. Именно в этот момент и стоит идти на Executive МВА.

— Что дает Executive МВА своим выпускникам?

Прежде всего, это возможность подняться над проблемой. Это возможность «увидеть за деревьями лес»: взглянуть на свою проблему с внешней стороны и найти решение.

Еще один запрос наших слушателей — это коммуникация. Даже сейчас, в условиях коронавируса, когда мы находимся на дистанционном обучении, мы продолжаем общаться. На программе обучаются слушатели, которые живут в Новой Зеландии, Казахстане, Турции, в регионах России. Это уникальный опыт, когда мы можем коммуницировать, находясь в разных точках мира, получать информацию о том, что происходит вокруг, из первых рук. То есть нетворкинг, ради которого многие идут на программу, происходит даже сейчас несмотря на то, что мы находимся в условиях самоизоляции.

Третий момент является производным от нетворкинга и состоит в том, что слушатели всех наших программ объединяются и создают новые бизнес-проекты. Это был и бизнес во Вьетнаме, где нашим слушателям удалось привлечь инвестиции на 80 млн долларов и организовать социально ориентированное предприятие, и IT-платформа, и приложение, которое было успешно продано «Яндексу», и много других историй, которые реализовались благодаря тому, что наши слушатели нашли друг друга на программе Executive MBA в МГИМО.

— А какие выездные модули предусмотрены программой?

Программой предусмотрены два обязательных выездных модуля. Первый — производственный модуль — это выезд в УГМК-Холдинг и посещение ряда предприятий полного цикла. Там мы проводим два дня, смотрим бизнес-процессы, бережливое производство, а на базе корпоративного технического университета проводятся лекции и мастер-классы. Второй модуль, который предусмотрен программой, мы уже два года осуществляем совместно с GISMA Business School. Первый модуль проходил в берлинском кампусе GISMA, второй — в лондонском. Оба модуля — с практиками, посещением предприятий. Так, в Берлине мы посетили завод ВMW, где увидели производство мотоциклов, каждый из которых уже продан и оплачен, то есть завод работает полностью под заказ. В Лондоне мы побывали на рынке страхования «Ллойд» — это агрегатор страховых компаний, работающий не онлайн, а офлайн — то есть с предоставлением своих площадок и возможностей; посетили автомобильный завод MINI в Оксфорде — предприятие, которое занимает несколько гектаров и производит тысячу автомобилей в день — имеет в штате всего двести сотрудников, все остальное абсолютно роботизировано.

— Какие задачи стоят сегодня перед руководителями высшего уровня и помогает ли Executive МВА их решать?

Перед руководителями высшего уровня обычно стоят следующие задачи: это постановка целей и определение приоритетов. Очень часто руководители знают, куда им нужно двигаться, но не знают, где они находятся сейчас. И ряд курсов Executive МВА помогает руководителям определить, где именно, в какой точке в данный момент находится их предприятие, чтобы начать путь к цели. Это первоочередная задача. Следующий навык, который помогает развить Executive МВА, это навык формирования команды. Это важно, потому что без команды невозможно добиться результата. Дальше — делегирование. Делегирование абсолютно обязательно. И вообще, с делегированием в России очень сложно. Есть инструменты, с помощью которых можно эффективно делегировать свои полномочия и в последствии минимально контролировать. Дальше — стандартизация, регламентация. Чтобы добиться хорошего результата, нужно обязательно стабилизировать ряд процессов, возвести их в рутину. Дальше идет оптимизация. Руководитель должен постоянно думать, как усовершенствовать процессы, улучшить показатели, внедрять бережливое производство. И в конце очень важна презентация результатов. Очень важно давать обратную связь сотрудникам, показывать им смысл всего процесса. Executive МВА помогает расставить эти конкретные приоритеты и проработать эти вопросы в каждом конкретном бизнесе.

— И в заключение наша рубрика «Вопрос эксперту». Сегодня мы все чаще слышим фразу, что «мир уже никогда не будет прежним». Как вы считаете, какие изменения произойдут в сфере управления и бизнеса в связи с последними событиями в мире?

Коронавирус действительно изменит и систему управления в бизнесе, и мировые системы управления, и подход как бизнеса, так и государств к решению многих вопросов. Бизнесу в этом плане легче, потому что он более гибкий и, наверное, те изменения, которые произойдут, сначала коснутся бизнеса. Как руководитель, у которого в подчинении находятся работники, отправленные в отпуск, как профессор, который ведет лекции дистанционно, как специалист, который консультирует бизнес, и как дипломатическое лицо, которое смотрит на ситуацию с точки зрения защиты от экономических последствий пандемии я пришла к следующим выводам. Прежде всего, я считаю, что в ускоренном темпе произойдет цифровизация разных процессов, в том числе и тех, которые стопорились годами. Например, совещания, на которых раньше необходимо было присутствовать лично, уйдут в онлайн, реализовать это оказалось не сложно и не затратно.

Я соглашусь с экспертами, которые утверждают, что бизнес вернется к фундаментальным основам, т. е. к тому, что бизнес в первую очередь должен приносить прибыль и закредитованный бизнес уязвим и ненадежен в случае кризисных событий. Когда бизнес, особенно малый, не может продолжать генерировать прибыль, он начинает генерировать убыток, поскольку расходы не уменьшаются. Поэтому важны запасы ликвидности и реальная прибыль против закредитованности и против рисковости и оптимизации, которые могут давать стартапы, например.

Затем, корпоративные структуры станут менее иерархичными вследствие того, что дистанционная связь руководства с подчиненными все-таки рушит определенную иерархию и дает возможность более гибкого общения. Поэтому задачи в данном кризисном контексте решаются гораздо проще, если нет четкой иерархичности, а есть совместные усилия как подчиненных, так и руководителей. Поэтому данное сближение неизбежно.

И если мы говорим про малый и средний бизнес, то его выживаемость в большинстве случаев будет определяться политикой государства. То есть тем, насколько государство будет готово в той или иной степени поддержать бизнес, оказавшийся в таких непростых условиях. Важно предпринимать совместные усилия и демонстрировать лояльность по отношению друг к другу.

Что касается образования, то программа Executive MBA даже в кризис показала свою состоятельность. Компетенции, полученные на программе, помогут вам выдержать любой натиск и быть не кораблем, терпящим бедствие, а подводной лодкой, которая генерирует собственные ресурсы и может уйти под воду на неопределенное время — и быть там недоступной для бурь, которые сотрясают внешний мир.

Онлайн-презентация программы Executive MBA состоится 23 апреля в 18:00.