Интервью с руководителем нового образовательного направления «Туризм и индустрия гостеприимства» в МГИМО Г.М.Романовой

Интервью с руководителем нового образовательного направления «Туризм и индустрия гостеприимства» в МГИМО Г.М.Романовой

17 июля 2023

В разгар приемной компании Портал МГИМО побеседовал с научным руководителем программ подготовки по направлению «Туризм и индустрия гостеприимства» Г.М.Романовой, которая рассказала об особенностях и различиях обучения бакалавров и магистрантов по этому профилю, карьерных перспективах выпускников и развитии туризма в России.

Что послужило толчком к открытию образовательного направления «Туризм и индустрия гостеприимства» в МГИМО?

Туризм — это стремительно развивающаяся и захватывающая по своим масштабам сфера. Известный американский футуролог Э.Тоффлер писал, что будущее развитие человечества будет связано с двумя основными магистральными направлениями: информационными технологиями и туризмом. Жизнь подтверждает этот тезис. Несмотря на все вызовы нашего времени, число путешествующих растет. Одни путешествуют, чтобы увидеть что-то новое, зарядить себя позитивной энергией, переключить перегруженный интенсивной работой мозг. Другие — чтобы пройти оздоровительные программы в санаториях. Третьи — чтобы стать участником интересных событий. Туризм становится неотъемлемой частью нашей жизни, которая функционирует по своим законам и объединяет несколько десятков видов экономической деятельности: транспорт, размещение, индустрию питания, развлечений, страхование и т.д. Сейчас идет процесс трансформации туристской деятельности из сферы услуг в экономику впечатлений. Успех в этой области невозможен без уникальных компетенций, среди которых в том числе — навык межкультурных коммуникаций. Дипломатия, международные отношения, языки являются традиционными визитными карточками МГИМО, поэтому мы решили, что нам есть, что привнести в подготовку специалистов по туризму в нашей стране. Кроме того, Университет уже давно развивается в логике «MGIMO beyond diplomacy», расширяя спектр образовательных направлений. Запуск программ по туризму стал возможен в том числе благодаря участию МГИМО в государственной программе поддержки университетов «Приоритет 2030».

В чем особенность программ по направлению «Туризм» в МГИМО?

Они носят ярко выраженный практикориентированный характер. Во многом это обеспечивается за счет привлечения «звездного» состава преподавателей-практиков, которые к тому же во многом определяют туристскую политику нашего государства. Среди них почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) С.П.Шпилько, вице-президент РСТ, руководитель комитета по туризму Торгово-промышленной палаты России Ю.А.Барзыкин, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) М.А.Ломидзе, главный эксперт Отдела управления эффективности деятельности оздоровительных подразделений Управления организации оздоровительный работы и страхования Административного департамента Центрального банка России Ю.С.Иванова, управляющий партнер «i2v branding & marketing strategy» В.А.Аветисян, основатель «Бюро Сесиль» Сесиль Рог, директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию НАО «Курорт „Красная Поляна“» Л.М.Шагаров, директор по работе с клиентами и управлению качеством Swissotel Resort Sochi Kamelia Н.В.Лазуренкова, директор по питанию группы отелей Mercury-Pullman А.А.Домашенко и многие другие. Уникальность и практикоориентированность наших программы также в том, что в них ярко выражен индивидуальный подход к каждому студенту. Например, темы магистерских диссертаций определены с учетом персональных планов магистрантов на свою будущую профессиональную деятельность.

В программе бакалавриата акцент сделан на технологические аспекты организации туризма, в программе магистратуры — на организационно-управленческие аспекты. По обоим профилям обучение проходит на двух площадках: в Москве и Сочи. Блок в Москве нацелен в большей степени на теоретическую и языковую подготовку, а сочинский связан с глубоким погружением в технологии туристских сервисов. Студенты, в том числе, посещают лучшие предприятия индустрии: например, «Rodina Grand Hotel & Spa» (лидер сегмента Luxury, обладатель премии «Russian Hospitality Awards 2022»), отели «Pullman», «Mercury», «Swissotel Resort Sochi Kamelia», входящие в известные брэндовые мировые сети с лучшими разработанными стандартами обслуживания и т.д.

На мой взгляд, программы по туризму в МГИМО — это ключ к познанию мира, культур, истории. Они — для жизнелюбов.

Какие есть карьерные перспективы есть сегодня в туристской сфере?

Туристские рынки характеризуются острой конкурентной борьбой, носящей внутриотраслевой, территориальный и международный характер. За туристами следуют большие денежные потоки. Например, в 2019 году (этот год сейчас часто используется как базовый в статистике туризма) российские туристы потратили за рубежом более тридцати миллиардов долларов США. По расчетам экономистов за 2-2,5 года из страны вывозилось туристами примерно столько денег, сколько потребовалось на подготовку города Сочи к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.

Сейчас в связи с пандемией и сложной политической обстановкой международные турпотоки переориентировались на внутренний туризм, и это шанс для отечественного турбизнеса. Если будут предложены конкурентоспособные турпродукты с современными технологическими сервисами, то возможно удержать этот новый сегмент туристов. И, соответственно, развивать функционирующие предприятия, создавать новые и делать хорошую карьеру.

Какие основные направления развития туризма есть сегодня в России?

В 2021 году был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», и это факт признания значимости туризма для развития России. В соответствии с нацпроектом предполагается интенсивное развитие 13 туристских макротерриторий: Русская Балтика, Юг России, Кавказ, Большая Волга, Русский Север и Арктика, Байкал и т.д. В результате к 2030 году в два раза должен увеличиться турпоток — до 140 млн поездок в год; в два раза увеличиться количество рабочих мест в отрасли — до 4,7 млн рабочих мест; в два раза увеличиться экспорт туристских услуг — до 22,5 миллиардов долларов. Как видно, работы много, и новые кадры просто необходимы. Успехов тем, кто решил связать свое будущее с туризмом!