— Каковы передовые тенденции, которые сегодня внедряются в подготовку туристических кадров?
— Важное место в работе специалиста в туризме занимает межличностное общение. Этим обуславливается то, что образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в туризме и гостеприимстве, уделяют большое внимание практическому блоку обучения. В образовании есть понятие дуального обучения, то есть такой организации учебной программы, когда теоретическое обучение в стенах вуза чередуется с практической подготовкой на предприятии — базе практики. Другая тенденция — это интернационализация туризма. Например, мы нередко можем наблюдать интернациональный состав гостиничного персонала. Это требует от руководителя навыков межкультурной коммуникации. Для развития таких навыков вузы организуют международные стажировки, закладывают в учебные планы повышенный объем часов на иностранные языки. Это, в первую очередь, английский язык, однако нередко мы видим как студенты изучают второй и даже третий иностранный язык.
— Вы упомянули практикоориентированность обучения и его роль в процессе обучения. Проходят ли практику на предприятиях туристской индустрии студенты МГИМО, обучающиеся по программам в области туризма?
— Безусловно. Сначала мы делаем ознакомительную практику: студенты посещают предприятие, и знакомятся в первом приближении с работой основных служб. В последующих практических сессиях погружение в профессиональную среду более глубокое, и студент выполняет какие-то задания под руководством наставника в реальных производственных условиях. При этом речь не идет банально о работе в отеле. Практика — это, в первую очередь, часть образовательного процесса, а значит, ее главной целью является не собственно работа, а понимание того, как функционирует тот или иной объект туриндустрии. В средствах размещения, например, для достижения этой цели применяется такой прием, как ротация студента между основными функциональными подразделениями. Это позволит по истечении тех же четырех лет обучения бакалавриата получить практический опыт, охватывающий все основные направления работы отеля: взаимодействие с гостями, обеспечивающие процессы и административно-управленческую сферу.
— Какие специалисты сегодня являются наиболее востребованными в агрегированной отрасли туризма и каких специалистов готовит МГИМО?
— Не хватает как линейного персонала, например, горничных, так и управленцев. Кадровый голод наблюдается на всех уровнях производственной иерархии. Другой актуальный вопрос — это качество обслуживания. Например, нередко мы наблюдаем, как в туризме работают люди, получившие образование по другой специальности. Эти люди вынуждены учиться профессии непосредственно на рабочем месте.
Что касается МГИМО, то, на данный момент, мы запустили программы бакалавриата и магистратуры, которые ориентированы на подготовку управленцев среднего звена. Полагаю, что в контексте магистратуры мы можем говорить и об управленческом звене верхнего уровня в тех случаях, когда у человека есть достаточный производственный и управленческий опыт. Также в настоящий момент мы готовим к запуску программу среднего профессионального образования.
— А кто приходит учиться на программу магистратуры: профессионалы из индустрии, кому не хватает каких-то специальных знаний или студенты, кто решил продолжить обучение после бакалавриата?
— Образовательные и профессиональные траектории наших магистрантов очень разные. Здесь есть и те, кто уже работает в туризме и хочет получить какие-то дополнительные знания, и те, кто получил первое образование по другой специальности и, поработав, принял решение перейти в туризм и есть студенты, перешедшие с бакалавриата сразу в магистратуру.
— Известно, что МГИМО в рамках государственной программы поддержки вузов «Приоритет 2030» сотрудничает с другими вузами, а также с представителями профессионального сообщества. С кем сегодня сотрудничает МГИМО по направлениям, связанным с туризмом?
— Мы активно работаем с Российским международным олимпийским университетом, привлекая их преподавателей и реализуя совместные программы. В рамках уже упомянутых программ бакалавриата и магистратуры «Туризм и индустрия гостеприимства» мы работаем с многими средствами размещения города Сочи: гостиницы Меркюр и Пуллман, санаторий «Заполярье», НАО «Красная поляна» и другие, которые выступают базами практики наших студентов. Наконец мы работаем со многими другими региональными вузами по научной тематике, например, Пятигорский государственный университет или Новосибирский государственный университет экономики и управления, с которым мы реализуем проект «Туристический атлас».
— Расскажите подробнее о формате вашего взаимодействия с предприятиями туриндустрии. Куда вы отправляете студентов на ознакомительную практику, как долго она длится?
— Работа с профессионалами из туриндустрии ведется, как правило, в двух направлениях: с одной стороны, как уже упоминалось, это база для практических занятий наших студентов, с другой — привлечение работников туристического бизнеса в аудитории, в качестве преподавателей теоретических курсов. В последнем случае речь идет, как правило, о предметах профессиональной направленности.
— А заинтересован ли, на ваш взгляд, бизнес в совместных проектах с вузами?
— Да, бизнес заинтересован в работе с образовательными организациями. Например, когда мы обращались в средства размещения с просьбой об организации практики для студентов, как правило, ответ был положительный. Тем не менее, говоря о практике, повторюсь, что это не работа, а часть учебного процесса, поэтому важно, чтобы и вуз и профессиональная организация построили этот процесс так, чтобы студент получал знания.
— Как влияет на подготовку кадров тот факт, что часть программы обучения реализуется в городе Сочи?
— Как известно, в город Сочи были сделаны большие инвестиции при подготовке к Олимпийским играм: здесь были построены одни из лучших средств размещения и привлечен наиболее квалифицированный персонал. Все это создало условия, когда в ходе обучения студенты знакомятся с лучшими практическими примерами работы отрасли.
— В последнее время набирают популярность различные онлайн-программы обучения, в том числе в туризме. Насколько такой формат обучения может быть полезным?
— Как я уже упомянул в начале нашего общения, туризм — это сфера деятельности, где коммуникативный навык имеет важное значение. Поэтому онлайн-программы будут здесь хорошим дополнением, дающим студенту технические знания, то есть они должны идти параллельно с классическим обучением. Вместе с тем, нельзя не отметить, что эта технология имеет свое преимущество, существенно увеличивая для студента поле его потенциальной образовательной активности.
— Как известно, существуют разные виды туризма (например, пляжный, горный и пр.), что мы и имеем возможность наблюдать на примере того же Краснодарского края и города Сочи в частности. В этой связи, как вы считаете, надо ли готовить узкоспециализированных специалистов (например, для горного туризма) или специалистов широкого профиля, и что в образовательном процессе будет важным в этом контексте?
— Полагаю, что важной частью программы должны быть базовые принципы, то есть основы тех или иных видов деятельности, из которых состоит туризм. Например, изучая гостиничное дело, необходимо освоить работу основных операционных служб отеля: службы обслуживания номеров, службы питания, службы приема и размещения и инженерно-технической службы. Дальше необходимо получить понимание о работе таких административно-управленческих служб, как финансовая служба, маркетинг и продажи и служба по управлению персоналом. Все эти функции будут присутствовать в любом отеле. Другой важной частью, как уже упоминалось, будет практический опыт. Студент, получивший за период учебы хороший практический опыт, как правило, обращает на себя внимание работодателя. Техническим особенностям организации того или иного видов туризма работодатель нередко готов обучить самостоятельно непосредственно в ходе производственного процесса. Однако базовые знания, коммуникативные навыки и практический опыт — это основа. И, конечно же, собственный позитивный настрой выпускника, интерес к профессии и желание в ней развиваться.
— Сегодня, в цифровую эпоху большинство людей ищут информацию в интернете. Каким, на ваш взгляд, должен быть информационный портал того или иного объекта или территории? Какие функции должны в нем присутствовать и какой портал будет более конкурентоспособен: тот, где можно заказать все услуги, например, купить пакетный тур или тот, который носит только информационную функцию: описание достопримечательностей, краткий экскурс в историю и т.д.?
— Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, кто посещает данную территорию, кто является ее целевым рынком. То есть, полагаю, нужны какие-то первичные исследования в этой области. Когда я преподаю своим студентам курс по экономике туризма, то, изучая понятие спроса, мы разбираем, например, классификацию туристов по Э.Коэну с учетом того, насколько в их поведении на отдыхе сочетаются консерватизм и поиск новизны. На противоположных концах такой шкалы будут организованный массовый турист и, условно выражаясь, «бродяга». В первом случае человек предпочитает отдыхать максимально оставаясь в привычной ему культурной среде (отель «все включено», организованная экскурсия и т.д.). Во втором случае человек наоборот целиком погружается в быт местного сообщества и практически полностью порывает со своей собственной культурой. Конечно приведенные примеры — это крайности, и нередко мы наблюдаем промежуточные варианты, например, турист, который запланировал свой маршрут, но путешествует в одиночку и по гибкому плану. Тем не менее, сложившаяся схема поведения будет влиять на то, какую информацию турист ждет от такого портала: возможность все заказать через одно окно или только информационную поддержку.
— Как сегодня организуется диалог между бизнесом и образовательным сообществом? Какие форматы общения существуют для выстраивания отношений?
— Форматы общения могут быть разными: это дни открытых дверей, ознакомительные экскурсии на предприятия, мастер-классы приглашенных преподавателей и т.д.
— Насколько я знаю, МГИМО разрабатывает туристский атлас Российской Федерации. Полагаю, это вызовет интерес у инвесторов и у туристов. Какова роль вузов при подготовке таких системных аналитических документов и как это может помочь тому же бизнесу, например?
— Этот документ называется «Туристский атлас России. Путеводитель инвестора и руководителя». Он создается по инициативе МГИМО под руководством проректора по развитию — руководителя аппарата ректора А.В.Мальгина большим авторским коллективом, куда входят представители разных вузов из множества регионов. Это будет один из первых путеводителей для инвесторов и руководителей туристских администраций, который послужит своеобразным ориентиром определения наиболее интересных и перспективных инвестиций, направленных на развитие туризма, туристской индустрии и инфраструктуры. В нем анализируются факторы, создающие привлекательность капиталовложений в тех или иных направлениях деятельности, связанных с туризмом на различных территориях. Безусловно, что эта работа будет полезна для учебного процесса.
Интервью опубликовано с разрешения компании «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»