Открыл мероприятие проректор по развитию А.В.Мальгин, отметив, что МГИМО уделяет большое внимание взаимодействию между Университетом и школами. Артем Владимирович подчеркнул, что от студентов прежде всего требуется знание источников, а также умение анализировать их и использовать для аргументации своей позиции. Эти навыки помогут выпускникам «бесшовно» перейти от одной ступени обучения к другой.
Первую лекцию прочитал А.А.Абрамов, профессор Московской и Сретенской духовных академий, выпускник исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Он раскрыл особенности работы с церковно-историческими источниками дореволюционного периода и подробно остановился на том, как избежать ошибок при работе с такими материалами — они нередко связаны с мифологизацией и контекстуализацией церковной истории. Александр Александрович также рассказал о различиях массовых и уникальных материалов, и подчеркнул важность изучения нетекстуального материала — иконописи, архитектуры и устных сказаний. «История церкви — это часть гражданской истории нашей страны. Ключевые сюжеты церковной истории гораздо сложнее и многомернее, чем они выглядят в упрощенном популярном изложении, а церковно-исторические источники объясняют многие социальные процессы и явления», — отметил Александр Александрович.
Учитель истории школы «Летово» А.В.Фокина в своей лекции раскрыла особенности работы с историческими источниками на уроках при подготовке к ЕГЭ. Лишь небольшой процент сдающих экзамен успешно справляются с заданиями, которые предусматривают аргументацию на основе фактических данных. Александра Васильевна подчеркнула, что этот навык необходимо развивать у учеников, начиная со средней школы — тогда в период подготовки к экзамену это будет не сложной задачей, а привычным действием. «Работа с источниками — это не самоцель, а средство, которое поможет научиться анализировать данные и правильно аргументировать свою позицию. При этом учеников нужно мотивировать не успешной сдачей экзамена, а тем, что работа с такими материалами — это интересно, а умение формулировать убедительный аргумент поможет в ситуациях, когда необходимо отстоять собственную позицию», — отметила Александра Васильевна. Практическая часть лекции была посвящена рассмотрению и обсуждению тематических заданий, позволяющих в игровой форме научить учеников извлекать из исторического источника нужную информацию.
О современных методиках преподавания истории рассказала учитель истории Пироговской школы О.А.Кирьянова-Греф. В рамках лекции были рассмотрены современные средства и принципы обучения и методы — пассивные, активные и интерактивные — и их внедрение в образовательный процесс в зависимости от возврата учащегося. «Современная школа должна подготовить и выпустить в мир не только образованного человека, но творчески развитую, умеющую адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира личность. Задача преподавателей — актуализировать образовательные методики, реагируя на вызовы современного мира, чтобы дать выпускнику все необходимые знания и навыки», — подчеркнула Ольга Александровна. Эксперт также поделилась опытом использования инфографики, облака слов, ментальной карты, скетноутинга и других визуальных материалов в процессе обучения.
Насыщенную программу курса завершила директор Дирекции по делам молодежи и работе с общественными организациями ФСКИ В.В.Тороп — ее лекция была посвящена электронным ресурсам, которые могут помочь учителю истории. Валерия Валерьевна подробно остановилась на особенностях и преимуществах использования платформы МЭШ на уроках истории и рассказала, как этот ресурс может помочь сделать занятия более интересными и вовлекающими. «Сегодня у преподавателей нет возможности отказаться от использования технологических нововведений. Мы должны создавать новую образовательную ситуацию и использовать преимущества, которые у нас появились», — подчеркнула эксперт. Валерия Валерьевна также рассказала об инструментах учителя истории, среди которых учебник, исторический источник, карта, иллюстративный материал и глоассарий, и поделилась опытом их эффективного использования в зависимости от задачи.
Курс «Методика работы с историческими источниками в современной школе» прошел в гибридном формате с 19 ноября по 17 декабря. Он был направлен на обучение школьных учителей истории правильной работе с источниками и внедрение такой практики в повседневную учебную деятельность и олимпиадную подготовку. В качестве лекторов выступили известные историки и преподаватели истории МГИМО и ЦПМ, эксперты ЕГЭ и члены центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников.
Программа включила в себя 38 часов открытых лекций и практикумов и 10 часов самостоятельной работы. Обучение на курсе — бесплатное. Слушатели, успешно прошедшие обучение, получат удостоверения о повышении квалификации.