Семинар «Экспортная сертификация продукции АПК по правилам Халяль»

Семинар «Экспортная сертификация продукции АПК по правилам Халяль»

21 июня 2022

21 июня МГИМО совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» провели семинар «Экспортная сертификация продукции АПК по правилам Халяль». Мероприятие прошло в рамках стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030».

Семинар открыли руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов и проректор по развитию МГИМО Артем Мальгин.

С докладами выступили представили Федерального центра «Агроэкспорт» — заместитель директора Дмитрий Шестаков, начальник управления правовой поддержки АПК Анатолий Черенков и начальник отдела анализа торговых барьеров Сергей Голованов. Свои опытом и знаниями в вопросе экспортной сертификации поделились директор центра компетенций в АПК АО «КЭПТ» Илья Строкин, директор по экспорту ГК «Дамате» Эльдар Саттаров, директор по разработке новых продуктов и услуг мaslov:agency Анна Чехомова, руководитель Отдела развития и поддержки экспорта ПАО «Группа Черкизово» Наталья Бартновская и независимый эксперт-консультант по вопросам аккредитации и внедрения системы «Халяль» Юсуф Риков.

Эксперты рассмотрели ключевые тренды и перспективы развития мирового рынка халяльной продукции, выделили приоритетные страны ССАГПЗ и ЮВА для развития российского сельскохозяйственного экспорта, а также условия и требования, которые существуют на этих рынках, рассмотрели кейсы российских компаний по выходу на внешние рынки и поделились опытом сертификации и аккредитации. Участники отметили и основные преимущества подобной сертификации — это выход на новые рынки сбыта, увеличение экспортных поставок, признание продукции компании на мировом уровне и повышение уровня организации производственных процессов перерабатывающих предприятий компании.

«С 2017 по 2021 год экспорт российской продукции АПК вырос на 58%, и ежегодный рост составил примерно 15%. Это уникальная цифра — ни один производитель аграрной продукции в мире не рос такими темпами. Во многом это связано с ростом и совершенствованием компетенций, которыми обладают наши аграрные производители и органы управления», — отметил важность понимания правил «Халяль» в сертификации сельскохозяйственной продукции Дмитрий Краснов, руководитель Федерального центра «Агроэкспорт».

Заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Шестаков рассказал о понятии «Халяль» и его интерпретации сегодня: оно включает не только продукты питания, но и туризм, фармакологию, косметику и одежду. «Для мусульман термин “Халяль” — это прежде всего подтверждение соответствия исламским традициям. Согласно исламскому праву, это что-то “допустимое, разрешенное и законное”. В современном мире данный термин обрел более широкий смысл — многие мусульмане, говоря о «Халяле», подразумевают вещи, которые безопасны для здоровья и веры, духовной составляющей. Что касается продуктов питания, маркировка “Халяль” означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманам», — подчеркнул Дмитрий Шестаков.

О текущем статусе мирового рынка халяльной продукции рассказал Илья Строкин, директор центра компетенций в АПК, АО «КЭПТ». Сегодня халяльная продукция — один из наиболее быстрорастущих сегментов глобального рынка продовольствия. Говоря о мировой торговле, ее основными импортерами являются Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Индонезия и Малайзия, а основные экспортеры — Китай, Индия, США, Бразилия и Россия.

«До 2025 года мы ожидаем прирост 7,9% по всем категориям рынка халяльной продукции — это намного больше, чем каких-либо других сегментов. И связано это во многом с ростом мусульманского населения. И, что очень важно, молодого населения — 60% составляют люди до 30 лет», — отметил Илья Строкин.

«Понимая, что развитие компетенций в том числе в области экспортной сертификации — это важная задача, Минсельхоз, Агроэкспорт и МГИМО запустили проект «Институт мировых аграрных рынков». И мы видим его как уникальный экспертный образовательный и научный университетский центр, благодаря которому должен осуществляться эффективный трансфер знаний и компетенций от тех организаций, которые их накопили», — отметил Дмитрий Краснов.

Запись семинара можно посмотреть на YouTube-канале МГИМО.