Слушатели MBA «Цифровая экономика» посетили офис «Яндекс»

Слушатели MBA «Цифровая экономика» посетили офис «Яндекс»

14 ноября 2018

Слушатели совместной программы MBA МГИМО — МФТИ «Цифровая экономика» продолжают изучать коммерческие подходы к использованию цифровых технологий путем погружения в рабочее пространство ведущих компаний. 8 ноября они совершили увлекательное путешествие в штаб-квартиру компании «Яндекс».

Этот офис «Яндекс» является самым большим по размерам и по численности сотрудников. Он занимает почти целый квартал между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе и представляет собой современное высокотехнологическое здание с уютным внутренним двориком. Здесь создают большинство продуктов и технологий «Яндекса». Общая площадь помещений составляет более 40 тысяч квадратных метров (не считая столовых, лестничных площадок и лифтовых групп). Общее число сотрудников, работающих в штаб-квартире Яндекса на Льва Толстого, — более четырех тысяч.

Визит начался с экскурсии по этажам здания. Ее для слушателей программы «Цифровая экономика» проводили менеджеры «Яндекса» Анна Крюкова и Давид Харебов. Во время экскурсии они рассказывали о компании и старались максимально подробно отвечать на вопросы. В частности, гостей интересовало, какая иерархия существует в «Яндексе», есть ли у компании подразделения в других странах и как они различаются по функционалу.

Слушатели программы «Цифровая экономика» смогли изнутри увидеть, как построен рабочий процесс и организовано офисное пространство крупнейшей российской IT-компании. Базовая модель офиса — open space. Она подразумевает совместную работу людей, объединенных в небольшие группы по задачам или функционалу. Рабочие места скомпонованы по проектам или сервисам, потому что так удобней обсуждать идеи и решать возникающие вопросы со всеми участниками одновременно. При всей универсальности дизайна рабочее место можно оформить по своему вкусу, главное, чтобы было комфортно работать.

Как правило, можно сразу понять, что за сервис делают в помещении или на этаже. Но есть исключения, например, «Яндекс. Пробки» переехал на новое место, а светофор, показывающий загруженность дорог в реальном времени, остался. Интерьер офиса сделан максимально демократично и удобно для людей. Каждый этаж имеет свое индивидуальное цветовое оформление, для третьего этажа — это зеленый, для четвертого — желтый, для пятого — синий цвета. Причем в названиях помещений, в зависимости от того, где они расположены, может обыгрываться как цвет, так и номер этажа, например, «Зеленые человечки», «Желтые тюльпаны», «5.Колонна», «3.Богатыря» или «Синий кит» — уникальный конференц-зал на 100 мест. Основное его предназначение — проведение видеоконференций с отделениями компании «Яндекс» по всему миру. По пятницам здесь проходят хуралы — рабочие встречи по текущим вопросам.

Помимо переговорных комнат и конференц-залов в офисе имеются комнаты отдыха, много досуговых вещей — бильярд, хоккей, коллекции настольных игр, даже библиотека, где можно взять любую понравившуюся книгу. Среди прочих изданий внимание слушателей программы «Цифровая экономика» привлек «Самоучитель армянского языка». Есть своя «Императорская» — комната, названная так в честь технологического подразделения, которое сотрудники между собой называют империей.

В офисе «Яндекса» создана атмосфера уюта и домашней обстановки. Много зелени: комнатные растения в горшках и кадках есть на всех этажах. Прямо на стенах разбиты вертикальные газоны. На каждом этаже по несколько кофе-поинтов со сладостями, фруктами, чаем и кофе, где можно в любое время перекусить, отдохнуть и пообщаться с коллегами. Кстати, в одном из таких кофе-поинтов на четвертом этаже на стене висит информационная справка, выполненная в стилистике звездных воинов, о том, как нужно работать с безопасностью данных. Так что даже в таких мелочах чувствуется творческий подход, работающих здесь людей.

По окончании экскурсии гостей проводили в «Мулен руж» — конференц-зал для международных мероприятий и открытых семинаров, при входе в который размещена скульптурная композиция Елены Мунц «Copy Past. Шесть бюстов Ильи Сегаловича». Здесь для слушателей программы «Цифровая экономика» выступил с презентацией на тему «О чем полезно думать в эпоху умных машин» Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекс». Он рассказал о современных трендах, связанных с искусственным интеллектом и голосовыми платформами. По его мнению, нужно понимать, что современное машинное обучение очень разноплановое и не следует недооценивать в средней и долгосрочной перспективе то, что умеют делать современные умные алгоритмы. Имеется достаточно результатов исследований, подтверждающих тот факт, что области, которые всегда считались сугубо человеческими, все больше и больше становятся доступны алгоритмам, например, музыка. Ограничение, которое необходимо будет преодолевать, связано с негативным восприятием большинством людей умных алгоритмов. Как правило, человек не готов им делегировать управление операционной деятельностью. И это, прежде всего, психологическая, а не технологическая и не организационная проблема для тех, кому придется работать с этими технологиями, и для тех, кто будет пользователем продуктов, связанных с искусственным интеллектом.

Что касается голосовых платформ, то это следующая большая платформа, которая создается прямо сейчас для коммуникации бизнеса с частным потребителем, в первую очередь, в городской среде, а затем постепенно перетечет и в другие области.

Отдельное внимание Андрей уделил рассказу о книге Эндрю Макафи и Эрика Бриньолфсона «Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее», назвав ее одной из лучших, которых он прочел в прошлом году. Первая часть книги — как раз про машинный интеллект и умные алгоритмы, вторая — про экономику платформ, как она меняет все ранее принятые экономические модели и почему они не работают, а третья — про современные иерархические структуры и коммуникационные изменения в корпорациях. Все это вместе взятое, по мнению авторов, — единственное, что обеспечивает сегодня успех. И наиболее приспособленными к такой модели будущего оказываются люди с сильным предпринимательским мышлением, потому что только они привыкли работать в условиях очень слабой предсказуемости будущего, готовности экспериментировать с новыми технологиями и прислушиваться не только к руководителям. Скоро выйдет бумажная книга. В заключение встречи Андрей Себрант ответил на вопросы слушателей программы «Цифровая экономика», которых интересовало, есть ли у компании «Яндекс» рейтинг скиллов, которым могли бы воспользоваться обычные пользователи, чтобы понимать, какие умения более, а какие менее машинозаменяемые, и каким будет «Яндекс» через год, через пять лет и через десять лет. Относительно первого вопроса, Андрей сказал, что такого рейтинга у них нет, но, по его мнению, скорее всего это будут скиллы, связанные с межличностной коммуникацией и общением с машинами. Что касается планирования, то опыт показывает, что любое планирование с горизонтом в десять лет бессмысленно. В среднесрочной же перспективе в планах «Яндекса» из интернет-пространства все больше двигаться в физический мир, вектор направлен именно туда.

Визит был организован компанией «Яндекс» совместно с Московским физико-техническим институтом, отвечающим в MBA-программе за курсы специализации. Такие мероприятия расширяют кругозор, позволяют узнавать тренды и новинки, общаться с ведущими специалистами и экспертами и на практике изучать современные подходы цифровизации экономики и бизнеса.

Фотогалерея