М.А.Белова: «МВА Oil&Gas – это возможность посмотреть на отрасль под другим углом»

2 сентября 2020

Программа МВА «Международный нефтегазовый бизнес» существует в Школе бизнеса МГИМО с 2004 года и пользуется заслуженным спросом среди слушателей. На ее счету — более 400 выпускников из десятка разных стран, 95% из них — сотрудники нефтегазовых компаний. О том, чем живет программа сегодня и что нового появилось за это время рассказывает ее научный руководитель, директор по исследованиям компании VYGON Consulting М.А.Белова.

— Расскажите о программе «Международный нефтегазовый бизнес». Чем она отличается от других специализаций МВА?

Название программы говорит само за себя: наш фокус — это углеводороды, а точнее стратегическое управление нефтегазовым бизнесом через призму развития международных энергетических рынков. Ключевым элементом процесса обучения является последовательное погружение слушателей в проблематику: от изучения базовых экономико-управленческих дисциплин (в предусмотренных классическим МВА рамках), до особенностей их использования в нефтегазовом бизнесе, в том числе через применение полученных знаний при выполнении заданий, связанных с анализом конкретных ситуаций из практики, и в непосредственном контакте с профессиональными наставниками (руководителями высшего и среднего звена государственного сектора и частных компаний).

Программа позволяет готовить руководителей, способных оценивать различные стратегические альтернативы с целью укрепления позиций своих компаний на рынке, детально разбирающихся в мотивах поведения других игроков и геополитических аспектах международного нефтегазового бизнеса.

— Одно из преимуществ программы — это выездные модули. Некоторые из них организуют сами слушатели. Расскажите подробнее об этой практике.

Нашей программой предусмотрен опциональный выездной модуль. Мы предлагаем своим слушателям различные варианты (от посещения биржи ICE в Лондоне с сопутствующими занятиями до специальной отраслевой программы Немецкой академии менеджмента с посещением месторождений и НПЗ). За годы существования нефтегазового МВА такие поездки случались неоднократно, однако по мере изменения геополитической обстановки мы, что называется, начали больше поддерживать местного производителя.

Вот уже несколько лет каждая группа отправляется на выездной модуль, который организуется кем-то из ее слушателей. Это может быть и дневная поездка на подмосковную базу «Транснефтепродукта», и посещение активов Кубанской нефтегазовой компании в Краснодарском крае или Buzachi Operating Ltd. в Казахстане в период выходных. В феврале 2018 г. группа на пять дней ездила в Баку — на родину нефтяной отрасли. И это был не только осмотр исторических достопримечательностей типа дома-музея семьи Нобелей, но и современных производственных объектов (одного из крупнейших в мире Сангачальского нефтегазового терминала), также у ребят состоялись встречи с руководителями нефтегазовых компаний, работающих в Азербайджане. В марте этого года мы должны были повторить свой визит в гостеприимный Баку, но пандемия внесла свои коррективы.

Польза выездных модулей очевидна: ребята не только продолжают лучше узнавать друг друга в менее формальной обстановке, но и делятся своим профессиональным опытом непосредственно на месте работы.

— Как долго существует программа и что нового появилось за это время?

«Международный нефтегазовый бизнес» — самая старая МВА-программа в нашей Школе: первый набор слушателей был осуществлен еще в 2004 г. Сегодня ее выпускниками являются более 400 слушателей из десятка разных стран, 95% из них — сотрудники нефтегазовых компаний, пришедшие к нам за новыми знаниями и дополнительными управленческими навыками.

Слушатели — не единственная наша гордость, в 2017 г. рамках Школы мы получили международную аккредитацию Ассоциации МВА (АМВА), которая в прошлом году была продлена еще на пять лет, а это признанный знак качества во всем мире. Но останавливаться на достигнутом нельзя: современный мир меняется молниеносно, и нефтегазовая отрасль здесь не исключение. А значит мы должны быть готовы к этим изменениям, суметь дать ответ на все запросы наших слушателей, в том числе адаптировать читаемые дисциплины. Так, например, по мере развития технологий в сфере возобновляемой энергетики у ребят появился запрос на освещение этой тематики в ходе нашего традиционного нефтегазового курса; цифровизацию в ТЭК мы также не можем обойти стороной.

Кроме того, в этом году у нас состоится уже второй выпуск так называемой общей группы. По рекомендации AMBA мы объединили ребят нескольких программ МВА для обучения по общеуправленческим дисциплинам. И, на мой взгляд, получилось хорошо: обмен опытом теперь происходит не только в рамках одной (в нашем случае — нефтегазовой) профессии, но и между нефтяниками и экономистами-международниками.

Некоторые нововведения нам продиктовала сама жизнь — необходимость самоизоляции в связи с COVID-19 перевела нас в онлайн-формат. Очевидно, что такие занятия не заменят живого аудиторного общения, но в отдельных случаях в дальнейшем позволят нам сократить расстояние между зарубежным спикером и группой.

— За дипломом МВА идут уже состоявшиеся в карьере и жизни люди. Значит, учить их должны еще более авторитетные преподаватели?

Действительно, наши ребята — деятельные и ищущие натуры: становясь профессионалами своего дела и приходя к нам, они хотят посмотреть на отрасль под другим углом, и в этом им помогает наша команда. Базовые дисциплины и блок научных основ бизнеса в основном ведут профессора МГИМО, дисциплины по специализации — преподаватели нефтегазовых вузов России, а также эксперты-практики. Последние — это ведущие сотрудники международных и отечественных энергетических корпораций, в частности, BP, Роснефть и Enel, консультационных компаний, а также представители государственных учреждений, например, Министерства энергетики и Министерства иностранных дел России. Если такой специалист, не будучи профессиональным преподавателем, приходит в аудиторию с готовностью поделиться своими знаниями и опытом, а зачастую и подискутировать, значит он достиг определенного уровня не только в своей карьере, но и саморазвитии, что достойно уважения.

— И в заключение наша рубрика «Вопрос эксперту». Сегодня мир столкнулся с беспрецедентными вызовами, связанными с пандемией коронавируса. В свете общего падения спроса на нефть и неопределенности будущего отрасли, какие эффективные меры могут предпринимать руководители компаний ТЭК, чтобы выйти из этого кризиса с наименьшими потерями?

Многое из того, что сегодня происходит в отрасли на фоне пандемии сопровождается наречием «впервые». Впервые в современной истории мы стали свидетелями отрицательных цен на нефть, спрос на нефтепродукты находится на беспрецедентно низком уровне, крупнейшие страны-экспортеры нефти, включая Россию, договорились о рекордных сокращениях добычи.

В этих условиях руководители компаний, которые всегда существовали в парадигме перманентно растущего потребления производимой ими продукции, вынуждены принимать нестандартные быстрые решения, от правильности которых будет зависеть эффективность работы предприятия не только в условиях пандемии, но и в будущем, которое наступит после коронавирусного кризиса. В ближайшие месяцы приоритет должен отдаваться обеспечению безопасности сотрудников и минимизации потерь от вынужденных сокращений масштабов деятельности на фоне упавших цен. Так, нефтедобытчикам важно найти такое решение, которое позволит минимизировать потери при вынужденном снижении объемов производства. Для этого совместно с регулирующими органами нужно провести оперативный отраслевой анализ технологической и экономической эффективности отключения скважин, а также оценку возможности их обратного ввода.

Тревогу вызывает и посткризисное будущее: сейчас все чаще звучат опасения того, что пандемия безвозвратно изменит потребительские предпочтения населения, что приведет к тому, что 2019 г. может стать годом максимального спроса на нефть в мире. Если это так, готовы ли отраслевые управленцы к подобному вызову? Возможно сейчас самое время задуматься о диверсификации своей деятельности (например, к вложениям в газ или ВИЭ) или как минимум о механизмах, проработка которых совместно с другими компаниями и отраслевыми министерствами позволит стимулировать спрос на нефть. Как говорится, кризис — это и время возможностей, и хочется верить, что руководители наших компаний ТЭК сумеют ими воспользоваться.