
GR и лоббистская деятельность в бизнесе и НКО
О программе
Программа объёмом 60 академических часов предназначена для специалистов по связям с органами государственной власти, руководителей компаний и НКО, юристов, аналитиков и всех, кто заинтересован в развитии навыков эффективного взаимодействия с государством. Обучение направлено на формирование у слушателей понимания принципов функционирования политической системы, методов анализа политической среды, техник лоббирования, управления репутацией и построения эффективных коммуникаций с представителями власти.
Преподаватели программы – профильные специалисты российских и международных компаний из реального сектора экономики, ведущие эксперты в области GR, политические консультанты, юристы и представители органов государственной власти, обладающие многолетним опытом практической работы.
Занятия проводятся на площадке МГИМО (ПР. Вернадского, 76) в интенсивном, очном формате с понедельника по субботу с 10:35 до 19:00. Результатом обучения является формирование у слушателей компетенций, необходимых для эффективного выстраивания отношений с органами государственной власти, продвижения законодательных инициатив и защиты интересов организации в политической сфере. По итогам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации МГИМО.
Целевая аудитория
- Специалисты по связям с органами государственной власти (GR-менеджеры).
- Руководители компаний и некоммерческих организаций.
- Юристы, специализирующиеся на взаимодействии с государством.
- Аналитики и политические консультанты.
- Все, кто заинтересован в развитии навыков GR и лоббистской деятельности.
Особенности обучения
- Практико-ориентированный подход
Упор на развитие практических навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с органами государственной власти, продвижения законодательных инициатив и защиты интересов организации.
- Интерактивный формат
Использование современных образовательных технологий, включая разбор кейсов, деловые игры, дискуссии и мастер-классы.
- Опыт от экспертов
Первый курс повышения квалификации в сфере GR в России, построенный по принципу — практики для практиков. Преподаватели — профильные специалисты российских и международных компаний из реального сектора экономики.
- Интенсивный формат обучения
Очная форма обучения с отрывом от профессиональной деятельности обеспечивает максимальную концентрацию на учебном процессе, полное погружение в предмет и активный обмен опытом с коллегами.
- Удостоверение о повышении квалификации МГИМО
По итогам обучения Вы получите официальный документ установленного образца, подтверждающий Вашу компетентность в вопросах GR и лоббистской деятельности.
Вас ждет
- Теоретические основы GR и лоббизма в России и в мире.
- Принципы построения эффективных коммуникаций между бизнесом, НКО и органами государственной власти.
- GR-технологии и инструменты работы с органами власти на федеральном и региональном уровнях, а также в странах ЕАЭС.
- Основы законотворческого процесса и способы обращения в органы государственной власти.

- Актуальные вопросы GR и применение практических инструментов, адаптируемых к конкретным задачам бизнеса и НКО.
- GR-кейсы в различных отраслях экономики: ритейл, фармацевтика, металлургия, горнодобывающая промышленность, IT, телекоммуникации, электронная коммерция.
- Специфика GR в компаниях с государственным участием и в сфере деятельности некоммерческих организаций.
- Методы стратегического GR для формирования регуляторной политики в развивающихся технологических отраслях.
- Управление кризисными ситуациями в GR.
- Разбор современных трендов в GR.

Программа курса
- GR и лоббизм в России. Влияние международной повестки на лоббистскую деятельность.
- Построение коммуникаций между бизнесом и органами госвласти. Основные черты GR-подхода к коммуникации со стейкхолдерами. Искусство GR-переговоров.
- Принципы, GR-технологии и инструменты работы с органами госвласти на федеральном и региональном уровнях, а также в странах – участницах ЕАЭС.
- Мониторинг и анализ информации, влияющей на стратегию и тактики продвижения интересов в органах госвласти.
- GR-стратегия, как составная и важная часть корпоративной стратегии компании. Структура и особенности разработки документа.
- PR-инструменты в GR: способы формирования мнения целевых аудиторий в ходе GR и лоббистских проектов.
- Деловые и отраслевые организации, общественные институты, госкорпорации и институты развития, как GR-платформы для лоббистских проектов. Механизмы взаимодействия.
- Expert Relations. Роль экспертных и аналитических организаций в GR и лоббистской деятельности.
- Риски GR-коммуникаций и их предотвращение. Обеспечение действий в русле государственных интересов. Этика GR-коммуникаций и лоббизма. Кодекс профессионального поведения.
- Структура GR в частной компании.
- Инструментарий корпоративного GR.
- Построение и работа GR-департамента в кризисный период. Структура и функции. Организация вертикальных и горизонтальных связей. Оценка эффективности (KPI): управление рисками и возможностями (их ранжирование). Профессиональные навыки и компетенции GR-специалистов.
- Система оценки экономической эффективности GR-блока компании.
- Роль корпоративного GR при выходе компании на IPO.
- GR в сделках M&A или роль GR в контексте работы Подкомиссии Правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
- GR и контрольно-надзорные органы: как эффективно представлять и защищать интересы компании.
- Агентство стратегических инициатив как GR-площадка по продвижению масштабных инициатив бизнеса и НКО в органах власти.
- Оценка регулирующего воздействия и другие инструменты взаимодействия с Евразийской экономической комиссией как наднациональным регулирующим органом Евразийского экономического союза.
- Решение GR-задач через судебную систему: границы возможного и невозможного.
- GR в ритейле или как цифровизация трансформирует повестку GR в отрасли.
- Роль GR в экологическом, социальном и корпоративном управлении (ESG). На примере кейсов FMCG.
- GR и лоббистская деятельность российских компаний на международной арене. ВЭД на примере фармацевтических компаний.
- Импортозамещение: трансформация госполитики. Новая реальность для российских и зарубежных компаний. Кейсы индустрии медицинских изделий.
- GR в компаниях с государственным участием.
- GR в металлургической отрасли. Влияние кризисной повестки на отрасль.
- GR-менеджмент в компаниях регулируемых секторов экономики: от инструментов государственно-частного партнёрства до цифровизации GR-процессов внутри компании.
- Специфика GR в горнодобывающей и перерабатывающей отрасли: федеральный и региональный уровни.
- GR в сфере деятельности некоммерческих организаций: российские реалии.
- GR в вопросах охраны окружающей среды. Кейсы эффективного диалога с властью на примере деятельности экологической НКО.
- Стратегический GR: формирование регуляторной политики для развивающихся технологических отраслей (сфера электронной промышленности и беспилотных авиационных систем).
- Особенности GR в высокотехнологичных отечественных компаниях.
- Импортозамещение: трансформация госполитики. Новая реальность для российских и зарубежных компаний. GR-кейсы IT-индустрии.
- Telecom в России: особенности регулирования и взаимоотношений отрасли с государством в новых условиях.
- Индустрии под пристальным вниманием регуляторов: кейсы в сфере E-commerce.
- Мастер-класс: «Составление карт стейкхолдеров и планирование GR-кампаний: сравнение подходов специалистов in-house и внешних лоббистов».
- Мастер-класс: «GR и лоббистский проект: от алгоритма создания до технологии реализации».
- Мастер-класс: «Основы законотворческого процесса».
- Мастер-класс: «Эффективное письменное обращение в госорганы. Структура. Формальные требования».
Преимущества программы МГИМО
- Наличие высшего или среднего профессионального образования (либо статус студента)
- Наличие полного пакета необходимых для зачисления документов
- Электронная анкета и согласие на обработку персональных данных
- Документ, удостоверяющий личность, гражданство (паспорт: разворот 2-3 страницы, регистрация)
- Диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с приложением (либо справка с места учёбы для студентов)
- СНИЛС (для граждан РФ и иностранных граждан, работающих на территории РФ)
- Документ, подтверждающий смену ФИО (если данные в дипломе и паспорте отличаются)
- Цифровая цветная фотография (размер 35х45, формат jpg)
- Регистрация
- Подача необходимых документов
- Получение решения о зачислении
- Заключение договора и оплата обучения