Школа бизнеса 
и международных компетенций МГИМО

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

Теория и практика новых медиа: фото и видео в цифровой культурe

Теория и практика новых медиа: фото и видео в цифровой культурe

18 сентября 2020

Программа предлагает введение в критические теории технологий современных медиа и обзор аудиовизуальных практик в цифровой культуре. Курс ориентирован на развитие навыков исследования и критического мышления, а также на развитие практических навыков использования технических медиа через проектную деятельность. Студенты приобретают базовые навыки работы с аудио-, фото- и видео- материалами и учатся интегрировать теоретические подходы в собственную практику.

совместно с Лабораторией цифровой культуры

Программа предлагает введение в критические теории технологий современных медиа и обзор аудиовизуальных практик в цифровой культуре. Курс ориентирован на развитие навыков исследования и критического мышления, а также на развитие практических навыков использования технических медиа через проектную деятельность. Студенты приобретают базовые навыки работы с аудио-, фото- и видео- материалами и учатся интегрировать теоретические подходы в собственную практику.

Занятия проходят два раза в неделю, теоретический и практические модули идут параллельно.

Ожидаемые результаты курса

  • Слушатели развивают способность к теоретическому и эмпирическому анализу аудиовизуальных медиа
  • Слушатели учатся разрабатывать собственные исследовательские медиа-проекты
  • Слушатели получают базовые навыки работы с фото-, видео-изображениями и мультимедиа, осваивают новые техники и технологии
  • Слушатели формируют базовые навыки визуального сторителлинга
  • Слушатели понимают этапы организации и ведения медиа-проектов
  • Слушатели могут применять полученные навыки в оценке, создании, презентации и продвижении медиа-проектов

Преподавательский состав программы:

Александра Аникина
Медиа-художница и исследовательница, доктор философии (PhD, университет Голдсмитс, Лондон). Работает с экспериментальным кино, цифровыми медиа, программным обеспечением и перформативными лекциями. Участвовала в IV и VI Московской международной биеннале молодого искусства, XIII Красноярской музейной биеннале, а также в международных выставках и кинопоказах. Куратор медиа-арт фестиваля IMPAKT (Утрехт, Нидерланды) в 2018 году с темой «Алгоритмические суперструктуры».

Игорь Лилеев
Преподаватель Факультета международной журналистики МГИМО. Член Союза журналистов РФ. Руководитель школы-студии «Клюф». Эксперт в области визуальных искусств. Автор ряда фотоальбомов, книг. Действующий фотопублицист, работающий с ведущими фотоагентствами, газетами, журналами и интернет-изданиями.

Антон Давыдов
Выпускник Факультета международной журналистики МГИМО, закончил магистратуру в Мадридском государственном университете Комплутенсе, на факультете Информационных наук, отделении «Аудиовизуальные искусства». Режиссер монтажа, оператор, специалист в области видеообработки. Работал на телеканале «Россия», в компаниях медиахолдинга «Россия Сегодня» (РИА Новости, SPUTNIK, ТОК).

Теоретический модуль (преподаватель: Александра Аникина)

Тема 1. Теория и практика: введение в критические теории медиа, базовые понятия и подходы курса

Вводная лекция, позиционирующая изучаемые критические подходы среди современных парадигм медиа-исследований. Что такое критическое исследование? Как интегрировать теорию и практику? Что составляет инструментарий медиа-исследования? Знакомство со студентами, обсуждение индивидуальных ожиданий и целей. Постановка целей и задач курса, обсуждение структуры обучения и сроков сдачи заданий.

Различие между понятиями “медиа” и “СМИ”. Современное позиционирование понятия “медиа”. Исторические предпосылки критической теории, Франфуртская школа, сочетание философских и социологических подходов к медиа-теории. Критическая теория медиа. Технологическое и культурное понимание медиа-артефактов, теории “индустриализации” культуры.

Ведение проекта: постановка задач, ориентирование по срокам проекта.

Тема 2. Роль технологии изображений в современной медиа-культуре

Краткое введение в историю медиа-технологий. Книгопечатание, телефон, изобретение фотографии и фонографа, радио, телевидение и интернет как основные вехи медиа-технологического развития общества. Информационное общество как социально-философская парадигма. Роль изображений в системах коммуникации и в цифровой экономике. Медиа-потребление. Цифровая культура изображений. Новые медиа и мультимедиа как аудиовизуальные подходы к медиа.

Ведение проекта: потенциальные темы исследования. Потенциальные способы исследования.

Тема 3. Фотография: теории и практики

История и теория фотографии. Понятие “копии” и значение фотографии как технологического способа репродуцировать изображение. Фотография как проводник исследования.

Документальная фотография. Обзор мировых и российских документальных практик фотографии. Понятие документальности. Фотография как свидетельство в журналистике. Фотоманипуляции. Работа с фотоархивами. Фотография в цифровом контексте. Смена парадигм от индивидуального к “массовому” изображению. Экономика внимания в эпоху интернета.

Ведение проекта: финальный выбор темы, обсуждение

Тема 4. Движущееся изображение: от кино до видео-арта

Краткая история киноизображения. Теории кино в современных подходах к медиа. Движущееся изображение как инструмент исследования. Киноязык: традиционные и маргинальные практики. Анализ киноязыка. Экспериментальное кино и видео-арт. Фильмы-эссе. Found footage. Движущееся изображение и цифровые платформы.

Тема 5. Искусство и медиа-искусство как способ исследования

Пересечения и конфликты понятия “медиа” и “медиума” в искусстве и информационных технологиях. Модернистский и концептуальный подходы к искусству. Обзор теорий и практик медиа-искусства от 1960х до 1990х. Обзор значимых проектов для понимания медиа-исследования.

Тема 6. Цифровая культура 1: Интерфейс

Введение в теорию интерфейса. Интерфейс как инструмент исследования и метод в искусстве. Критические исследования программного обеспечения. Парадигмы и практики цифрового искусства с 1990х по настоящее время. Пост-интернет и нет-арт.

Тема 7. Цифровая культура 2: Интернет-платформы: социальные сети, стриминг-платформы, онлайн-репозитории

Эстетика платформ. Понятие внимания в эпоху интернета. Отличительные особенности социальных медиа. Роль изображений и алгоритмические средства управления контентом в социальных медиа. Понятие социального капитала. Модели монетизации в социальных сетях.

Тема 8. Презентация проектов индивидуального исследования. Сдача эссе по индивидуальному проекту.

9. Финальная презентация проектов (выставка).

Практический модуль: Фотографическое творчество (преподаватель: Игорь Лилеев)

Тема 1. Определения и термины. Профессиональное фотооборудование. Основы оптики. Дополнительное оборудование. Основы фототехники. Освещение при фотосъемке. Фотообъективы, применяемые при фотосъемке. Настройки фотокамеры.

Смартфоны, планшеты, экшн-камеры. Специфика съемки. Основные программы обработки изображений.

Тема 2. Свет и цвет в фотографии. Секреты съемки при искусственном и естественном освещении. Принципы работы с павильонным светом. Световые модели. Основы экспонометрии. Цифровые фотокамеры и приемы мастерства при работе с ними. Носители фотоинформации. Требования, предъявляемые к изображению в СМИ и полиграфии. Фотографическое разрешение. Форматы.

Жанры фотографии. Основы композиции. Ритмика и динамика кадра. Линии и опорные точки. Сюжетный центр. Правило «Золотого сечения». Средства и способы достижения фотографической выразительности.

Тема 3. Программы для обработки фотоизображений Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, ACDsee. Инструментарий и практика работы в графических программах на примере Adobe Photoshop.

Тема 4. Проектное мышление. Фото в интернете и периодическом издании. Буклет, альбом, выставка. Фотоагентства. Продажа фото. Экспертная оценка медиа-проектов слушателей.

На протяжении модуля каждый слушатель выполняет индивидуальные и(или) групповые практические работы по фотографии. Примерные темы:

  • Фотографии, выполненные в различных жанрах (портрет, пейзаж, репортаж, натюрморт, рекламное фото). Фотосъемка в студии (портрет, натюрморт).
  • Фотоистория.
  • Цветовое решение снимка.
  • Композиционное решение снимка.
  • Линии и геометрия кадра.
  • Световое решение кадра.
  • Второй план и гармония кадра.

Практический модуль: Видео и аудио (преподаватель: Антон Давыдов)

Тема 1 (в студии). Технические и композиционные аспекты съёмки видео:

  • основы композиции кадра. Золотое сечение, Фибоначчи.
  • влияние фокусного расстояния на искажение перспективы.
  • базовая схема освещения: рисующий, заполняющий, контровой.
  • выбор оптимальных настроек камеры для съёмки видео.
  • разбор основных крупностей
  • основы записи качественного аудио.

Тема 2 (в аудитории). Технические и творческие приёмы монтажа в Adobe premiere.

  • знакомство с интерфейсом программы
  • разбор основных монтажных инструментов Adobe premiere
  • 10 принципов монтажа.
  • Эффект Кулешова и психологические аспекты восприятия склейки кадров.

Тема 3 (в аудитории). Цветовое восприятие кадра. Работа со звуком. Базовые эффекты в Adobe premiere.

  • Теория цвета и восприятие изображения человеческим глазом.
  • Современные подходы к цветокорекции. Популярные цветовые схемы в кино и рекламе.
  • Небольшой экскурс по эффектам в Adobe premiere.
  • Теория звука. Частоты, амплитуда, разведение по каналам.
  • Приёмы улучшения качества плохо записанного звука.

Тема 4 (аудитория, Adobe after effects)

  • знакомство с интерфейсом программы.
  • Почему Adobe Premiere иногда бывает недостаточно, основные отличия.
  • Введение в основные инструменты программы на примере удаления хромакея.
  • Введение в трекинг. Создание небольшой сцены с интегрированными титрами.

Примеры заданий к модулю:

  • Снять видео (до минуты) в формате блога, используя полученные в ходе занятия навыки освещения и композиции кадра.
  • Снять и смонтировать короткое видео, демонстрирующие эффект Кулешова.
  • Снять короткий ролик (без слов), с применением 10 принципов монтажа, а также наложить цветовую схему, задающую общее настроение фильма.
  • Добавить титры на видео.

Форма обучения: очно-заочная (теория дистанционно, практика очно в университете), с использованием дистанционных образовательных технологий

Режим занятий: вторник, четверг (16:00-19:00)

Формат занятий: интерактивные онлайн-лекции, очные практикумы, самостоятельная подготовка.

Объем программы: 32 акад. часа (1 ак.ч.=40 мин.).

Период проведения программы: по мере набора группы.

По итогам программы слушатели защищают свой медиа-проект (в области фотографии, видео, аудио и/или с использованием интернет-платформ) и эссе с исследованием проекта (2000 слов). Тема выбирается индивидуально, под руководством преподавателей курса.

Примеры тем индивидуального медиа-проекта:

  • Документальная фото-серия в цифровом контексте
  • Интерфейс как критический инструмент исследования
  • Автобиографический фильм-эссе: политическое через личное
  • Жанровая фотография в контексте социальных сетей
  • Возможности фотоархива в построении истории
  • Нет-арт как ответ на вызовы глобализации
  • Эстетика стриминг-платформ

По завершении обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации МГИМО.

Период принятия заявок: до 10 октября. Заполните регистрационную форму (ниже) и присылайте краткое (пол-листа A4) мотивационное письмо на почту digitalculturelab@gmail.com.

Стоимость обучения: 37 500 руб. Стоимость образовательных услуг НДС не облагается.

Документы, необходимые для поступления:

  1. Регистрационная форма
  2. Удостоверение личности (скан или копия паспорта)
  3. Диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с приложением (скан или копия) или справка с места учебы
  4. Резюме (при наличии)
  5. Заявление (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  6. Анкета (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  7. Договор с физ. или с юр. лицом (шаблон будет направлен на электронную почту, указанную в регистрационной форме)
  8. Цветное фото (в бумажном или в электронном виде, формат 3×4, снимок без головного убора)

Контакты:
Тел./факс: +7 495 225-37-20, +7 495 225-40-88
Моб.: +7 964 573-65-77
E-mail: ostashova.y.v@my.mgimo.ru
Осташова Яна Вячеславовна

Будьте в курсе новых программ Школы бизнеса! Подпишитесь на рассылку!