Т.Т.Ахмедова о новой магистратуре от МГИМО и CNAM «Менеджмент в сфере искусства и культуры»

12 июля 2021

Доктор философских наук, руководитель отдела гуманитарной политики Представительства Фонда Гейдара Алиева в России Т.Т.Ахмедова рассказывает о новой магистерской программе подготовки специалистов в сфере креативного менеджмента и творческих индустрий «Менеджмент в сфере искусства и культуры».

— Направление «Менеджмент в сфере искусства и культуры» — новое для МГИМО. Почему наш вуз решил готовить специалистов в сфере креативного менеджмента и творческих индустрий?

Культура и искусство являются одним из основополагающих элементов в системе международных отношений. Учитывая тот факт, что МГИМО — лидирующий вуз в России и один из ведущих учебных заведений в мире, специализирующихся на международных отношениях, то мы не могли обойти вниманием подготовку специалистов в сфере креативного менеджмента и творческих индустрий, которые должны сказать свое слово в деле налаживания культурных связей между Россией и внешним миром. К тому же, в стране существует запрос на подобного рода специалистов. Наша программа реализуется в партнерстве с ведущими музеями, художественными галереями, аукционами и арт-дилерами, искусствоведами и кураторами. Сегодня в России нет ни одной полноценной образовательной программы, которая бы использовала похожую практику.

— Партнер программы — Национальная консерватория искусств и ремесел Франции CNAM — одно из старейших учебных заведений Европы в своей сфере. Расскажите подробнее о роли CNAM в программе.

Роль CNAM очень значима, поскольку студенты нашей магистерской программы пройдут обучение в Париже, в очном режиме, и это поможет значительно расширить познания наших магистрантов.

— Главный вопрос, который волнует всех абитуриентов магистратуры — перспективы трудоустройства и практические навыки и hard skills, которые они получат во время обучения. Что вы можете ответить потенциальным абитуриентам, которые выбирают для себя программу подготовки.

Программа рассчитана прежде всего на подготовку специалистов в сфере креативного менеджмента и творческих индустрий, обладающих обширными знаниями в области классического и современного искусства, экономики культуры и правового сопровождения арт-бизнеса. В рамках обучения на программе предусмотрены мастер-классы известных российских и мировых галеристов, дизайнеров, консультантов в области современного искусства, медиахудожников и арт-критиков, а также семинары и практические занятия. Выпускники программы смогут вести профессиональную деятельность в арт-бизнесе и реализовывать масштабные проекты в сфере культуры.

Выпускники магистерской программы «Менеджмент в сфере искусства и культуры» смогут работать в коммерческих и государственных организациях, в частности государственных ведомствах, связанных с культурной деятельностью, неправительственных организациях в России и за рубежом, российских и международных СМИ, специализирующихся на культуре. Учитывая, что выпускники нашей программы получат двойные дипломы совместно с Французской национальной консерваторией искусств и ремесел CNAM, трудоустройство абсолютно гарантировано.

— Расскажите подробнее о преподавателях программы и курсах, которые они будут читать магистрантам.

Занятия в магистратуре проходят под руководством ведущих российских и французских преподавателей, а также практикующих экспертов из лучших музеев, галерей, аукционных домов и арт-фондов. Практические занятия организуются непосредственно на территории культурных институций, что позволяет студентам получать знания из первых рук. В программу включены выездные модули и лекции преподавателей французского CNAM. Курсы нашей программы заточены как на базовые модули, так и на профильные. В рамках базовой платформы студенты будут изучать иностранный язык — это традиция МГИМО, которая распространяется на всех без исключения. Студентам также будут преподавать такие предметы, как «Таможенное право в сфере искусств», «Экономика культуры», «Корпоративные финансы» и другие предметы, которые значительно расширят познания обучающихся.

В рамках профессиональных профильных модулей студенты комплексно будут изучать такие курсы, как «Психология для арт-бизнеса». В рамках этого курса студенты познакомятся с психологией управления и лидерством, психологией восприятия, повышением личной эффективности и тайм-менеджментом. Помимо этого, студенты погрузятся в изобразительное и музыкальное искусство в рамках курса «Теория и история искусства». Они изучат виды деятельности в арт-бизнесе, в эффективном менеджменте в арт-процессах, PR и лоббизме и многом другом. Наши преподаватели — это ведущие российские и французские специалисты в области культуры и искусств. Среди них исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, искусствовед Государственного музея им. А.С.Пушкина Игорь Фетисов, вице-президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России, член правления Союза кинематографистов Аддис Гаджиев, популярный галерист и художник Айдан Салахова, президент ICOM Альберто Гарландини, а также старший вице-президент и руководитель Private Banking ВТБ Дмитрий Брейтенбихер, директор музея Андрея Рублева Михаил Миндлин, главный редактор архитектурного журнала ARX Петр Кудрявцев и другие.

— Как вы считаете, пандемия и затянувшийся локдаун повлияли на арт-бизнес? Если да, то с какими последствиями столкнулась индустрия искусства и культуры?

Безусловно, глобальный локдаун и пандемия коронавируса повлияли на все сферы жизни, и арт-бизнес не исключение. И если к приобретению продуктов питания, как и привычных бытовых вещей, покупатели без труда смогли адаптироваться в онлайн-формате, заказывая тем самым большинство товаров и услуг на дом, то адаптация предметов искусства к виртуальной реальности осуществлялась по более сложному сценарию. Возможность увидеть, соприкоснуться вживую с произведением искусства, пообщаться с сотрудниками музеев, специалистами и арт-консультантами — основа продаж на арт-рынке. То же самое применимо и к аукционным домам, которые до пандемии пользовались большой популярностью, где можно было также пообщаться с потенциальными покупателями лично. Дело в том, что физическое присутствие и посещение аукционных и предаукционных выставок имеют решающее значение для психологического эффекта, создающего эмоциональную привязанность к объекту предполагаемой покупки. Поэтому с момента наступления пандемии и тотального локдауна, крупные аукционные дома столкнулись с огромной проблемой продаж, сокращением поступаемых от них средств и соответственно были вынуждены оперативно приспособиться и найти новые способы поддержки для своего бизнеса. Наглядные примеры демонстрировали Sotheby’s и Christie’s, 80 офисов и 10 торговых залов которых закрылись уже в марте 2020 года. Все работали удаленно, и из-за этих серьезных изменений привычного формата продаж, домам пришлось провести серьезную реструктуризацию компаний, во многом сократив штаб, а также заработную плату не только штатным сотрудникам, но и руководителям, многие из которых добровольно согласились отказаться от большей доли своего дохода. И уже в апреле 2020 года появилась новая и столь необходимая тенденция — перевод всех продаж в онлайн-формат.

— Готовите ли вы магистрантов программы к подобным вызовам?

Безусловно, магистранты нашей программы будут идти в ногу со временем и обучаться тому, что особенно актуально сегодня. Наша магистерская программа не стоит в стороне от тех глобальных процессов, которые протекают в мире, и мы не можем не готовить наших студентов к стоящим перед всем обществом вызовам, тем более что они прямо коснулись и сферы культуры.

Присоединиться к программе «Менеджмент в сфере искусства и культуры» можно уже в этом году. Прием документов открыт до 20 июля. Всю подробную информацию о поступлении можно найти на сайте art.mgimo.ru.