Т.Т.Ахмедова: «Наши магистранты обучаются умению творчески применять свои знания»

24 июня 2022

Научный руководитель программы, руководитель отдела гуманитарной политики Представительства Фонда Гейдара Алиева в Российской Федерации Т.Т.Ахмедова — о магистерской программе «Менеджмент в сфере искусства и культуры».

Тамилла Тофиковна, первые студенты магистратуры «Менеджмент в сфере искусства и культуры» приступили к занятиям в прошлом году. Как вы оцениваете результаты первого года?

Магистерская программа «Менеджмент в сфере искусства и культуры» была открыта в прошлом году, и результаты первого года дают уверенность, что программа в будущем будет востребована. Концептуально она основывается на модели MBA и Executive MBA, внедряемой в Школе бизнеса и международных компетенций МГИМО. Это заложило очень высокие профессиональные стандарты и привлечение преподавателей серьезного уровня.

Программа рассчитана на подготовку профессиональных управленцев — специалистов в сфере креативного менеджмента и творческих индустрий, желающих обладать обширными знаниями в области классического и современного искусства, экономики культуры, управления арт-бизнесом, менеджмента арт-процессов, успешного нетворкинга. Словом, для тех, кто видит свое профессиональное, карьерное будущее на стыке мира культуры, искусства и управления бизнесом, креативного менеджмента.

Это направление было востребовано давно. Навыки находить неожиданное нестандартное решение сложных вопросов всегда приветствовались. Наши магистранты обучаются умению творчески применять свои знания, разрывать старые шаблоны, отходить от прежних стереотипов, они осваивают секреты современного успешного менеджмента.

Вы говорите о высоком уровне преподавательского состава на программе. Это штатные сотрудники МГИМО или приглашенные лекторы?

Как я уже упомянула, к преподаванию привлечены востребованные специалисты своей сферы — в основном это приглашенные лекторы. Хочу назвать некоторых из них — вице-президент Гильдии художников кино и ТВ Аддис Гаджиев, член ИКОМ, историк искусств Галина Чармадова, член-корреспондент РАХ, известный российский искусствовед Леонид Бажанов, арт-директор одной из самых успешных московских галерей RuArts Катрин Борисов, эксперт в области моды и дизайна Илектра Канестри, заместитель директора «Мультимедиа Арт Музея» Екатерина Финогенова, основатель Фонда музеев Амстердама Бьорн Стенверс, генеральный директор Этнографического музея Загреба Горанка Хорьян и многие другие. Каждое из этих имен хорошо известно на международном уровне. Но ряд лекций читают штатные сотрудники МГИМО, имеющие большой опыт работы и выпустившие не одно поколение студентов.

Расскажите о ваших студентах — кто они и почему решили выбрать для себя эту профессию? Какие карьерные перспективы открываются у них после получения диплома?

Наши студенты — все состоявшиеся молодые люди, сделавшие свой выбор осознанно. У каждого из них свои цели. Кто-то хочет посвятить себя арт-дилерству, музыкальному искусству, кто-то связывает свое будущее с дизайном, кто-то с телевидением, есть ребята, которые видят себя в бизнесе. Это еще раз доказывает, что программа грамотно и широко представлена, и наши выпускники найдут свое профессиональное будущее в менеджменте различных аспектов арт-бизнеса, инвестиционной и фандрайзинговой деятельности, в сфере аукционного дела, в организации музейного и выставочного бизнеса, смогут профессионально выстраивать коммуникации и PR-кампании, работать в госструктурах, продвигать культурную дипломатию на региональных и международных уровнях.

Опыт показывает, что выпускники МГИМО востребованы во многих областях, и сфера культуры и искусства не исключение. Могу заверить, что преимущества и компетенции в рамках нашей программы дадут нашим магистрантам беспрецедентные возможности на современном рынке труда.

Как, на ваш взгляд, арт-бизнес справляется с вызовами последнего времени? Какие перспективы развития для отрасли вы видите?

Как известно, искусство вечно. Оно способно пережить любые катаклизмы, именно оно поможет нам выдержать любые вызовы современности. При всей сложности момента произведения искусства — картины, скульптуры, фильмы, всегда можно рассматривать как объекты долгосрочных инвестиций. Сейчас жизнь выводит на первый план диджитал-искусство, сфера искусства становится более технологичной, и надо понимать, как и куда следует двигаться.

Нельзя отрицать, что с обилием произведений на различных маркетплейсах появилась необходимость в качественной профессиональной экспертизе. И потому высокограмотный знающий специалист на этом рынке будет цениться высоко. Умение раскрыть шедевр, подтвердить его подлинность, предложить его на рынке, показать ценителям — становится одной из самых востребованных профессий в сфере арт-бизнеса. И именно в цифровой век это умение, этот навык приобретают особую значимость. Способность тонко почувствовать мировой тренд и вовремя увидеть движение в мейнстрим-направлении — настоящий талант арт-бизнесмена.

Как бы время не диктовало свои условия, отрасль искусства, культура будет всегда развиваться, она может меняться, принимая современные формы, но она будет всегда. Перефразируя фразу «красота спасет мир», можно сказать «искусство поможет мировому сообществу сохранить мир».