Школа бизнеса 
и международных компетенций МГИМО

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

Будущие сельхозатташе на стратегической сессии «Агроэкспорта»

Будущие сельхозатташе на стратегической сессии «Агроэкспорта»

25 декабря 2019

 Будущие сельхозатташе на стратегической сессии «Агроэкспорта»

24 декабря Федеральный центр «Агроэкспорт» провел стратегическую сессию «Отраслевая система продвижения российской продукции на внешние рынки — достижения и перспективы». Представители Минсельхоза России и отраслевого сообщества обсудили лучшие мировые практики поддержки аграрного экспорта. В сессии приняли участие студенты МГИМО — магистратуры «Мировые аграрные рынки» и программы профессиональной переподготовки «Атташе по вопросам сельского хозяйства».

24 декабря Федеральный центр «Агроэкспорт» провел стратегическую сессию «Отраслевая система продвижения российской продукции на внешние рынки — достижения и перспективы». Представители Минсельхоза России и отраслевого сообщества обсудили лучшие мировые практики поддержки аграрного экспорта. В сессии приняли участие студенты МГИМО — магистратуры «Мировые аграрные рынки» и программы профессиональной переподготовки «Атташе по вопросам сельского хозяйства».

Участники дискуссии важным фактором эффективной системы продвижения аграрной продукции на зарубежные рынки определили тесное взаимодействие государственных институтов поддержки, отраслевых ассоциаций и союзов, и бизнеса. «Именно поэтому, с самых первых шагов мы строим себя как организацию, которая все свои проекты реализует не просто с учетом позиции бизнеса, но и при непосредственном его участии», — подчеркнул руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.

«Многие страны сначала строили архитектуру поддержки, а лишь затем выстраивали систему взаимодействия с отраслевым сообществом. — отметил в своем выступлении руководитель программ Всемирного банка в России Кристофер Миллер. — Хорошо, что вы сразу решили узнать, в чем нуждается отрасль, и формируете систему и инструменты в совместной работе, параллельно».

Директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ Илья Строкин рассказал о системе поддержки аграрного экспорта в США и Ирландии. Американская FAS USDA имеет программы поддержки в области торговой политики, поддержки экспорта, развития зарубежных рынков, продовольственной безопасности и информационного обеспечения. «В дополнение к основному офису, FAS имеет глобальную сеть из 93 офисов, охватывающих 171 страну. Эти офисы укомплектованы сельскохозяйственными атташе и местными экспертами в области сельского хозяйства, которые выявляют проблемы, предоставляют практические решения и работают над тем, чтобы продвигать сельхозпродукцию из США во всем мире», — констатировал Строкин.

В России также активно начинает реализовываться программа создания сети поддержки экспорта через развитие института атташе по сельскому хозяйству. Как сообщил директор Департамента международного сотрудничества Минсельхоза России Максим Маркович, в следующем году Правительство определит новые страны, куда будут направлены атташе. Сейчас они действуют в США, Канаде, Китае, Индии и странах Европы. В следующем году атташе по сельскому хозяйству появятся еще в 25 странах нашего экспортного приоритета, а еще в 25 странах — в 2021 году. «Эти представители будут, в том числе, содействовать Россельхознадзору в вопросе снятия барьеров», — отметил Маркович.

Важным элементом поддержки аграрного экспорта является маркетинговое и коммуникационное продвижение российской продукции на зарубежные рынки. Здесь очень многое предстоит сделать. Как констатировал Дмитрий Краснов, наши экспортеры аграрной продукции работают на зарубежных рынках фактически в безвоздушном пространстве, эффект страны происхождения для аграрной продукции не создан — зарубежные покупатели мало знают о России, как производителе продуктов питания. У них нет позитивных образов, связанных с российской продукцией. «Поэтому при разработке концепций продвижения мы формируем не только бизнес модель вхождения на перспективный рынок, но и маркетингово-коммуникационную стратегию проникновения на внешний рынок», — сказал Краснов.

В свою очередь, представители отраслевых сообществ позитивно оценили идущую сейчас работу по подготовке концепций продвижения российской продукции на зарубежные рынки, а также экспортных гидов в формате «продукт-страна». «Мы уже увидели первые результаты, — сказал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. — Благодаря разрабатываемой концепции отрасль может избежать неэффективных и ненужных инвестиций. На первом этапе был определенный скепсис, но уже сейчас понятно, что эффективность проекта высокая», — добавил он.

Генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов также положительно ценил ход подготовки концепции продвижения молочной продукции на китайский рынок. «Работа очень полезная, хочу поблагодарить „Агроэкспорт“ — всех модерировать — непростая задача», — сказал Белов.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» Вячеслав Лашманкин подчеркнул, что страновые гиды помогут не только экспортерам, но и тем, кто еще не продает свою продукцию за рубеж. «В кондитерской отрасли работает 4 тыс предприятий, а экспортируют свою продукцию только 60 — большинство даже не пробовали, — сказал Лашманкин. — И тут заложен огромный потенциал, реализовать который нам помогут экспортные гиды».

«Разработка гидов — это пример эффективного государственно-частного партнерства», — добавил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. В свою очередь президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев призвал повышать роль отраслевых объединений и ассоциаций в вопросе поддержки экспорта. В качестве примера он привел США, где отраслевые ассоциации, в том числе, проводят исследования рынков, а также разрабатывают и реализуют программы поддержки экспорта.

По словам Исполнительного директора Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, разработка гида по рынку гороха в КНР позволит войти в перспективную цепочку поставок протеинов, альтернативных мясу. «Концепция устойчивого лидерства подразумевает, что мы просчитываем свои шаги наперед», — сказал Зернин.

В ходе стратсессии особое внимание было уделено повышению эффективности мероприятий выставочного, делового, демонстрационного характера, направленных на продвижение продукции. Генеральный директор ОАО «ЛКХП им. Кирова» Наталья Загорская призвала привозить иностранных покупателей в Россию, чтобы показать им качество российских продуктов и процесс их производства. В свою очередь, руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов рассказал и презентовал перспективные форматы проектов деловых и выставочных мероприятий, которые могут быть реализованы уже в следующем году.

По материалам «Агроэкспорт»