Школа бизнеса 
и международных компетенций МГИМО

Эксперт Е.Кузнецова о технологиях умных городов

Эксперт Е.Кузнецова о технологиях умных городов

24 декабря 2018

Эксперт Е.Кузнецова о технологиях умных городов

Направление «Умный город» не случайно выделено в отдельную дисциплину в рамках совместной MBA-программы МГИМО и МФТИ «Цифровая экономика». Современные цифровые технологии помогают создавать комфортные для жизни города, пользоваться удобным и надежным городским транспортом, экономить время и полнее участвовать в общественной жизни. Сегодня решения для умного города широко используются во всем мире, а в некоторых городах они стали частью повседневной жизни большинства людей. О технологиях умных городов, цифровых решениях и их влиянии на показатели качества жизни горожан — в беседе с партнером McKinsey & Company Еленой Кузнецовой.

Направление «Умный город» не случайно выделено в отдельную дисциплину в рамках совместной MBA-программы МГИМО и МФТИ «Цифровая экономика». Современные цифровые технологии помогают создавать комфортные для жизни города, пользоваться удобным и надежным городским транспортом, экономить время и полнее участвовать в общественной жизни. Сегодня решения для умного города широко используются во всем мире, а в некоторых городах они стали частью повседневной жизни большинства людей. О технологиях умных городов, цифровых решениях и их влиянии на показатели качества жизни горожан — в беседе с партнером McKinsey & Company Еленой Кузнецовой.

Этим летом компания McKinsey опубликовала отчет на тему «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?». Одним из авторов этого отчета являетесь вы. Как он повлиял на цифровую экономику? Что, по вашему мнению, изменилось с тех пор?

— Надо сказать, что наш отчет является продолжением другого исследования Глобального института McKinsey — «Умные города: цифровые решения для будущего», которое вышло в мае этого года. Авторы этого исследования проанализировали, какую выгоду могут получить разные города от внедрения умных решений, и насколько различаются города по внедрению различных решений такого рода. Отчет охватил 50 городов по всему миру — как из развитых стран, так и из развивающихся. А в нашем отчете мы попытались ответить на вопрос о том, какие из умных решений наиболее востребованы горожанами в разных городах мира и что нужно для того, чтобы жители начали широко их использовать.

Два-три месяца — это очень маленький срок для того, чтобы на что-то серьезно повлиять. Тем не менее, у нас получилось показать много хороших, ярких примеров применения умных городских технологий, реально востребованных и используемых горожанами. И оказалось, что эти примеры находятся в самых разных городах. Мы показали, что источник для вдохновения можно искать по всем континентам, и таких источников много. И мне кажется, что это уже важно и полезно, причем не только для бизнеса. Я думаю, что это будет полезно и для многих администраций городов.

Ведь тема умных городов сегодня одна из самых горячих и для государства тоже: есть госпрограмма «Цифровая экономика», где умный город — одно из направлений. Сейчас много говорят и думают над тем, как не только сами успешные технологии, но и бизнес-модели их применения быстрее распространить за пределы той же Москвы, где они уже достаточно развиты, чтобы жители как можно большего количества российских городов смогли через несколько лет тоже ими воспользоваться и жить удобнее. Поэтому я думаю, что наш отчет и в этом тоже поможет. Оказалось, что мы с ним попали в удачное время.

Как понять, что находишься в умном городе? Чем он отличается от остальных городов?

— Я бы сказала, что с точки зрения жителя, умный город — это город, в котором технологии помогают человеку жить удобнее, лучше, дают ему новые возможности. Это не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой. В этом городе умные решения становятся неотъемлемой частью повседневной жизни горожан: вы заказываете услуги и пользуетесь ими в удобном для себя формате. Например, вы можете вызвать такси через интернет, воспользоваться каршерингом или спрогнозировать свой маршрут на общественном транспорте, получить госуслуги, не выходя из дома, записать своего ребенка в секцию и найти себе круг друзей по интересам. Все это и есть проявление умного города для человека. Ведь цель состоит не в том, чтобы внедрить как можно большее количество интеллектуальных и продвинутых технологий и рассказать о них, а чтобы сделать город именно удобным для жизни, для работы людей, которые там проживают, сэкономить их время или деньги и дать им новые возможности.

Возможно, вы и не заметите проявлений умного города с первого взгляда. Лучше всего проверить и почувствовать, насколько город реально соответствует понятию smart (умный), насколько он удобен для жизни. Для этого надо пожить в нем какое-то время и воспользоваться разными городскими услугами.

А с точки зрения бизнеса, что означает умный город?

— В нашем исследовании мы анализировали только горожан. Но у компаний благодаря умным технологиям и цифровизации традиционных услуг также появляется возможность использовать свои ресурсы и время более рационально и производительно, что позволяет им быстрее находить новые возможности для развития и быть более эффективными.

Какие технологии умного города наиболее известны?

— Самые популярные умные технологии, на самом деле, удивят своей обыденностью, по крайней мере, жителей Москвы. Это заказ такси онлайн, умные системы парковки, приложения для навигации, возможность спрогнозировать маршрут городского транспорта и понять, где находится ближайший автобус. Хотя 50 городов, которые затронул наш анализ, довольно сильно различаются по внедряемым группам решений, как правило, большое внимание уделяется именно транспортным решениям, и именно транспортные решения являются наиболее известными и востребованными среди жителей этих городов. Следующие по популярности — госуслуги. Другие группы умных решений, например, для ЖКХ, здравоохранения и образования, пока менее распространены.

Есть ли «умные» решения, в которых мы слабы, и с чем это связано?

— Решения, связанные с экономией потребления электроэнергии и вообще ресурсов ЖКХ, у нас пока не нашли широкого применения. Отчасти, наверное, причина — в относительно низкой стоимости таких услуг. Но, на мой взгляд, это большое поле для развития. И надо уже сейчас смотреть в эту сторону, изучать международный опыт, думать не только про то, как внедрять подобные решения, но и как сделать их востребованными, удобными в использовании, и как объяснить горожанам, почему этим надо пользоваться.

Еще интересная, на мой взгляд, группа решений, которая у нас пока не очень популярна, хотя на других рынках мы видели примеры ее широкого распространения, — это приложения для локальных групп. Я имею в виду приложения или платформы, которые объединяют людей с общими или взаимодополняющими интересами и помогают им налаживать контакты. Как правило, подобные решения функционируют на районном или городском уровне и часто способствуют созданию сообществ. Примерами могут служить приложения для соседей, платформы для общения по интересам, приложения для поиска волонтерской работы. Подобное и у нас реализуется, например, в виде стихийно возникающих групп по интересам в том е мессенджере WhatsApp. Но есть платформы, позволяющие это делать удобней и с большей функциональностью, например, Nextdoor в США, а в Китае — WeChat. Эти системы социального взаимодействия позволяют улучшать коммуникацию и, если можно так сказать, социальную связанность общества на микроуровне. Они помогают объединять людей и влияют на их удовлетворенность жизнью. Видимо, у нас просто пока не хватает какого-то одного игрока, который бы набрал масштаб.

Как вы считаете, влияет ли внедрение и использование умных технологий на экономическую ситуацию в целом?

— Оценкам эффективности внедрения технологий умного города как раз посвящена значительная часть первого исследования Глобального института McKinsey «Умные города: цифровые решения для будущего». Наибольший эффект — это все-таки улучшение качества жизни горожан.

Хотя понятно, что умные решения оказывают влияние и на экологию, и экономику в том числе. Например, использование интеллектуальных транспортных систем может уменьшить среднее время проезда из одной точки города в другую, а установка умных счетчиков и термостатов — снизить уровень потребления воды или сократить объем потребления энергии. Компаниям пользование государственными электронными услугами также позволяет быстрее и легче проходить административные процедуры. В этом случае экономическим эффектом от умных технологий может быть высвобождение ресурсов: времени или энергии, которые можно перенаправить на другие экономические возможности. Не по всем приложениям это легко оценить и в цифрах сказать, сколько он составляет, но понятно, что такой эффект есть.

И, конечно, сама по себе разработка, внедрение и распространение решений умного города — это новый пласт, новый рынок в бизнесе, и это тоже хорошо. Это дает возможность как существующим компаниям добавить новую линейку продуктов или услуг к своему бизнесу, так и новым компаниям выйти со своими решениями.

Как долго умнеют города? Какова скорость появления и распространения умных решений?

— Достаточно быстро. От запуска умного решения до массового его использования гражданами часто проходит всего два-три года, особенно в тех случаях, когда государство или администрация города в этом заинтересованы, поддерживают и управляют внедрением. С другой стороны, это могут быть и чисто коммерческие идеи, с которыми угадали и удачно попали в востребованную нишу, сделав сервис настолько удобным для горожан, что решение очень быстро становится популярным. Пример — взрывной рост байкшеринга в Китае, где в Шанхае и других крупных городах буквально через два года после запуска 80% жителей пользуются платформами и приложениями для велопроката. Фантастический результат.

Так что попасть в востребованную нишу и сделать решение, удобное для горожан, — это ключевое условие для скорости распространения умных решений.

Почему так важно, с вашей точки зрения, чтобы умные решения были ориентированы в первую очередь на интересы и потребности населения?

— Смотрите: есть категория умных решений, которые используются вне зависимости от воли горожанина, например, умные светофоры или система видеонаблюдения. Как правило, такие решения внедряются усилиями городской администрации, и горожанин может и не замечать их влияния на свою жизнь, поскольку эти технологии используются в процессах, не предполагающих его участия. Такой класс технологий есть, он достаточно большой и им тоже надо заниматься. Администрации городов их будут внедрять для экономии ресурсов или повышения эффективности городского управления.

Есть умные решения, в отношении которых горожанин сам делает выбор, пользоваться ими или нет. И если ими горожане не пользуются и не меняют свои потребительские привычки, можно утверждать, что они были развернуты зря. Например, Австралию часто приводят как пример распространения умных счетчиков. Умные счетчики — идея прекрасная: они позволяют отслеживать потребление энергии в режиме реального времени, помогают пользователям лучше понять свою модель потребления, оптимизировать свои платежи за счет использования ресурсов во внепиковые периоды. Таким образом они должны обеспечить общую экономию ресурсов. Давайте теперь посмотрим на формальные показатели развертывания этих технологий в двух австралийских штатах, в которых правительство ведет кампанию по их повсеместному внедрению по всем потребителям. Соответственно, количество потребителей умных счетчиков там близко к 100%. Казалось бы, все прекрасно. Но когда стали смотреть на распространение и на реальное использование этих технологий населением, оказалось, что лишь 15% жителей загрузили себе специальное приложение для отслеживания энергопотребления. Это означает, что только небольшая часть потребителей реально меняет свое поведение и экономит энергию с помощью этой технологии. Приведенный пример демонстрирует нам, какая может быть огромная разница между формальным показателем охвата технологии и тем, чтобы технологии оказали существенное влияние.

Можно ли положительный опыт внедрения и использования умных городских решений распространить на другие регионы и что для этого нужно?

— Существует уже очень много решений, доказавших востребованность и эффективность в разных городах. Поэтому города и регионы могут посмотреть на свои проблемы, изучить решения, уже доказавшие эффективность в подобных ситуациях, посмотреть на наиболее эффективные бизнес-модели, обеспечивающие быстрое внедрение и распространение решений, и внедрить их у себя. Некоторые наиболее успешные примеры из практики описаны в нашем отчете. И, конечно, компании-разработчики умных решений тоже активно распространяют удачные решения. Поэтому большинству городов нет нужды начинать все с нуля и изобретать свои решения, можно воспользоваться уже изобретенными, что позволит сократить и время на внедрение, и расходы.

Означает ли это, что и российским городам можно брать на вооружение международный опыт при внедрении умных решений?

— Не просто можно. Нужно! И не только международный, но и наш, российский. Наш отчет показывает, что решения для умных городов у нас получаются отлично — и когда мы что-то перенимаем, и когда делаем то, чего вообще в мире до этого не было. Мне приятно отметить, что Москва является лидером по ряду умных решений. Например, в Москве самый высокий показатель охвата электронной записи к врачу, которая осуществляется через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему города Москвы (ЕМИАС). Сама по себе идея дистанционной записи к врачу достаточно очевидна, и коммерческие платформы, которые пытались это делать, существовали и раньше. Но Москва — первый город, где это решение внедрено с охватом всех государственных учреждений здравоохранения города сразу, где сам сервис сделан удобным, и это дало соответствующий эффект. В Париже есть близкое решение, но пока оно уступает по широте охвата и значительно меньше по функционалу, чем в Москве.

Другой пример — «Активный гражданин». Это цифровая платформа, позволяющая гражданам участвовать в голосованиях и принимать решения по разным вопросам городской жизни. До сих пор ничего подобного по функционалу, охвату и востребованности горожанами нет. Почему я об этом говорю? Да потому, что совсем необязательно работать по догоняющей модели: находить образец и ставить себе цель через 10 лет достичь того же уровня. Нет, надо смотреть на идеи, искать источники вдохновения и не просто копировать, а думать, как сделать так, чтобы ими реально пользовались горожане.

Поэтому хотелось бы пожелать городам и компаниям активно искать области возможных прорывов, востребованные горожанами, где с помощью цифровых решений возможны новые модели организации городской жизни, городских услуг, и где возможно их успешное внедрение.

Беседовала Наталья ГОЛОЦАН