И.Роман-Погоржельская: «Будущее за симбиозом онлайн- и офлайн-образования»

И.Роман-Погоржельская: «Будущее за симбиозом онлайн- и офлайн-образования»

30 сентября 2016

Региональный менеджер компании Coursera И.Роман-Погоржельская рассказала читателям Портала МГИМО о будущем дистанционного образования, планах по развитию сотрудничества с Университетом и возможностях, которые предоставляет платформа студентам и преподавателям.

Сегодня Coursera — это выросший из стартапа крупный проект с многомиллионной аудиторией, сотрудничающий с ведущими мировыми университетами и компаниями. Лозунг Coursera — сделать лучшее в мире образование доступным каждому. Недавно МГИМО присоединился к платформе и вошел в восьмерку российских вузов, заключивших соглашение с компанией.

— Инесса Александровна, расскажите об особенностях онлайн-образования и его преимуществах по сравнению с классическим?

— С точки зрения учащихся преимущества очевидны — это доступность и гибкость. Учиться онлайн можно с любого устройства, в любое удобное время и в любом удобном месте. Классическое образование не предоставляет такой свободы. Люди могут учиться онлайн в любом возрасте, к тому же сейчас мы движемся в сторону концепции life long learning — обучение на протяжении всей жизни. Если рассматривать преимущества для того, кто преподает, то это, в первую очередь, широкий охват аудитории. Дистанционное образование дает возможность донести свои знания до огромного количества людей во всем мире. Также преподаватель получает шанс посмотреть на свою работу и манеру преподавания со стороны и оценить их объективно. Допустим, у нас есть курс, размещенный в интернете, благодаря современным технологиям мы можем получить массу количественной и качественной информации о том, кто и как проходит этот курс, где у студентов возникают сложности, мы даже можем увидеть, какую оценку учащийся ставит курсу, какие комментарии он оставил преподавателю о его манере подачи материала. Преподаватель может вносить изменения в курс в режиме реального времени, наблюдать, как эти правки влияют на показатели, то есть улучшать материал и повышать уровень преподавания предмета можно практически бесконечно, это тоже огромное преимущество.

При этом я не считаю, что онлайн-образование нужно противопоставлять другим формам обучения. Онлайн- и офлайн- хорошо дополняют друг друга. Это самый оптимальный и перспективный формат. Сегодня университеты все чаще используют формат blended learning — смешанное обучение. Например, лекционный материал дается в виде видео-лекций, а время в аудитории посвящается проектной работе, семинарам.

— Такая модель обучения получила широкое распространение в зарубежных вузах, а как дело обстоит в России?

— Вчера (13 сентября. — Прим. ред.) я была на конференции EdCrunch, посвященной технологиям в образовании, и там как раз обсуждали эту тему. В России много энтузиастов, которые готовы внедрять в жизнь передовые технологии. Я думаю, что Россия идет тем же путем, что и Европа или США, и не вижу причин, почему должно быть иначе.

— На сегодняшний день Coursera сотрудничает с восемью отечественными вузами. Расскажите, кто больше заинтересован в развитии партнерских отношений: университеты или Coursera?

— Могу сказать, что иногда нам приходится ограничивать активность именно со стороны университетов. Coursera все еще маленькая компания, стартап, и ресурсы у нас ограничены. К сожалению, мы не можем постоянно расширять партнерскую сеть. Сейчас у нас восемь партнеров в России, а еще год назад их было всего три. На данном этапе я хочу сосредоточить свои усилия на развитии отношений с этими вузами. Возможно, в дальнейшем мы подумаем о чем-то большем. К тому же, в этом кроется подход компании. Мы считаем, что для того, чтобы люди продолжали доверять качеству предоставляемого нами контента, мы должны работать только с теми вузами, в которых уверены.

— Что может привнести сотрудничество с МГИМО пользователям Coursera? Какие курсы наиболее востребованы?

— Наши слушатели, в первую очередь, заинтересованы в курсах, которые будут способствовать их профессиональному развитию. Люди хотят получить конкретные навыки, которые можно применить на практике и которые будут способствовать их карьерному росту. Если говорить о темах, то мы наблюдаем наибольший спрос на три основные категории курсов: бизнес-курсы, курсы в сфере IT и науки о данных. Я думаю, что МГИМО сможет заполнить первую нишу, то есть делать курсы по бизнесу. Мы готовы обсуждать этот вопрос: какие темы будут наиболее популярны, как сделать курсы максимально эффективными. Конечно, логично выбирать те направления, в которых МГИМО наиболее силен, тогда мы сможем не только соответствовать ожиданиям нашей аудитории, но и привлечем внимание к каким-то важным для вашего вуза профилям подготовки.

— Пользуются ли спросом языковые курсы?

— Безусловно, изучение языков — это отдельный и очень масштабный блок. Люди хотят учить языки, и сегодня это не только английский. Многие хотят выучить, например, китайский или какие-то другие языки. На Coursera уже есть кластер языковых курсов, который можно расширить курсами от МГИМО.

— Преподаватель может записать курс на любую тему и разместить его на платформе, или курсы проходят отбор?

— Строгой модерации у нас нет. Мы исходим из того, что сотрудничаем с одним из лучших вузов в стране и даже мире, и ожидаем, что преподаватель и вуз заинтересованы в том, чтобы качество курсов было максимально высоким. Естественно, в процессе мы готовы помочь советом, дать обратную связь, каким-то образом протестировать курс до его запуска, но в основном мы доверяем нашим партнерам и авторам курсов.

— Какие сложности могут возникнуть у преподавателей при составлении курсов? Что нужно учитывать?

— Сложности могут возникнуть от недопонимания целевой аудитории. Нельзя сравнивать онлайн-учащихся и студентов вуза. Если преподаватель просто записывает на видео тот же самый материал, который читает студентам на лекциях, то это тупиковый путь. Это неправильно, потому что наша аудитория имеет свои особенности. Сложности могут возникнуть и в части языковых курсов, если мы говорим об аспекте практики языка.

— Вы говорили ранее, что для Coursera важна русскоязычная аудитория, но большинство курсов пока представлены лишь на английском. Недавно в интернете появилось сообщество переводчиков-волонтеров, которые делают популярные курсы доступнее людям, не владеющим английским. Как вы к этому относитесь и планируете ли расширять линейку русскоязычных курсов?

— Это отличный проект, объединивший людей, которые любят Coursera и при этом умеют переводить. Они регистрируются в этом сообществе и создают субтитры на русском языке. Но на самом деле количество курсов на русском растет очень быстро. Год назад у нас было всего лишь пять активных курсов на русском. На конец августа этого года у нас уже 62 курса. Согласитесь, мощный прирост.

— Расскажите о финансовой стороне вопроса и реальных результатах в отношении прибыли для университетов и преподавателей, размещающих курсы на вашей платформе?

— Coursera предоставляет возможности для монетизации, более того, мы сами заинтересованы в этом. Получение прибыли происходит через покупку учащимися сертификатов о прохождении курса. Как правило, более 30% учащихся, окончивших курс, покупают такие сертификаты. Доход от этого делится пополам между нами и университетом. Вопрос оплаты труда преподавателей решается уже внутри вуза, потому как мы сотрудничаем не с конкретным преподавателем, а с университетом в целом.

— Каким вы видите будущее Coursera и онлайн-образования через 10–15 лет?

— Я думаю, что будущее будет все более и более технологичным. Я не вижу причин, почему это не должно коснуться образования. Для студентов будущего будет в принципе неприемлема модель, при которой они не смогут получить доступ к нужным им материалам в интернете. Пользоваться разными гаджетами, быть мобильными, иметь доступ в интернет — стало нормой жизни для всех нас, и образование не сможет остаться в стороне. Я уверена, что для университетов и людей, которые занимаются вопросами образования, новые технологии перестанут быть каким-то экспериментом, который вызывает осуждение, а станут вариантом по умолчанию. При этом я не думаю, что онлайн-образование вытеснит классическое, потому что для всего есть свои ограничения. Обучение на кампусе это еще и создание сети контактов, связей, общение с менторами, преподавателями. Частично это можно сделать в онлайн-режиме, а частично — нет. Мы в Coursera считаем, что будущее за симбиозом того и другого.

Портал МГИМО