Геополитика cпорта

Геополитика cпорта

16 мая 2016

В МГИМО реализована инновационная программа подготовки спортивных дипломатов

Мельдоний. В начале марта это слово было тысячи раз повторено сотнями СМИ по всему миру. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) объявило: десятки проб на этот препарат, запрещенный с 1 января этого года, оказались положительными. Скандал! Ведь уличили в этом не кого-нибудь, а Марию Шарапову, а вместе с ней еще несколько десятков российских спортсменов. Почему препарат, который начиная с середины 70-х годов применяли и применяют миллионы людей, в том числе спортсмены, вдруг попал под запрет ВАДА? Получается, раньше бить рекорды «под мельдонием» было можно (та же Шарапова призналась, что принимала его десять последних лет), а теперь — нельзя? Не потому ли, что это советское еще лекарство для восстановления после тренировок применялось традиционно лишь спортсменами стран восточного блока (в США, например, оно не получило лицензию) и СССР? А теперь и России?

«Спорт может стать одной из площадок борьбы на международной арене, — считает Александр Катушев, исполнительный директор Фонда поддержки олимпийцев России. — В прошлом противостояние двух политических систем не раз перетекало в область спорта. Достаточно вспомнить хотя бы бойкот Олимпийских игр в Москве в 80-е годы. И сегодня раздаются призывы, означающие, по сути, вмешательство политиков в спорт. Этой опасной тенденции нужно уметь квалифицированно противостоять».

А.Катушев — выпускник ИСАА при МГУ, опытный дипломат с 27-летним стажем работы в МИДе: в его центральном аппарате, а также в советских и российских диппредставительствах в странах Африки и Европы. Проведя полжизни на внешнеполитических фронтах, он знает, о чем говорит.

Скажем сразу, речь не только о так называемом «мельдониевом скандале». У российских олимпийцев и их тренеров немало и других вызовов на международной спортивной арене. Вот и родился в начале 2014, Олимпийского года, замысел разработки специальной образовательной программы для спортивных менеджеров, работающих в различных федерациях на стыке международного и российского спорта.

Родилась эта идея в недрах Фонда поддержки олимпийцев России, у которого уже был опыт реализации подобных программ — например, тренинга «Спортивный менеджмент», осуществляемого с 2012 года совместно с Российским международным олимпийским университетом (РМОУ). За это время было уже семь выпусков, образование получили 150 руководителей (бывших спортсменов) разного уровня из 55 регионов.

Важнейшая роль Фонда, который был создан при поддержке руководства России в 2005 году, — финансирование различных проектов, связанных со спортом высших достижений. «Наш фонд осуществляет свою деятельность на частные пожертвования, — говорит А.Катушев. — В состав Попечительского совета, который возглавляет председатель правительства РФ Д.Медведев, входят 18 известных российских бизнесменов и благотворителей, среди которых: Р.Абрамович, В.Алекперов, О.Дерипаска, В.Лисин, А.Усманов, В.Потанин и другие. За истекшие десять лет Фондом было реализовано около 60 благотворительных программ, в рамках которых выплачено 15,2 тысяч грантов на общую сумму 8 миллиардов рублей. Возможно, вы помните, как у Кремля, на Васильевском спуске, олимпийцы-медалисты получали в подарок автомобили? Средства на это также выделял наш Фонд».

Получив одобрение своей идеи в Олимпийском Комитете (ОКР) РФ, во Всероссийских федерациях по Олимпийским видам спорта и в МИДе России, Фонд стал готовить соответствующую программу. Ее заказчиком выступил ОКР, а Фонд начал искать партнера — вуз, который смог бы не просто разработать качественную программу, но и реализовать ее в инновационном ключе. «Мы побывали в трех вузах, в которых преподают курс спортивного права, включая Дипакадемию, — вспоминает А.Катушев. — Но эти программы носили больше академический характер, в то время как мы были заинтересованы в том, чтобы учеба строилась по принципу живого общения, а суть ее сводилась бы к разбору практическом ситуаций, кейсов. Во-вторых, программы, которые мы видели, на наш взгляд, не отвечали потребностям федераций, их конкретным запросам. Например, работая в свое время в МИДе, я не раз сталкивался с такой ситуацией: приходит представитель спортивной делегации, выезжающей за рубеж, и говорит, что у него есть сложности с ее оформлением. Начинаем разбираться и выясняется, что он просто, например, не учел требования к оформлению виз. А в-третьих — нас не устроили довольно длительные сроки обучения, а они должны быть сжатыми, иначе федерации могут надолго лишиться своих работников. Наконец, подготовку специалистов нужно было осуществить с минимальными затратами при максимальной эффективности: ведь на дворе кризис. В итоге, мы остановили свой выбор на МГИМО, поскольку убедились в том, что инновационный подход, который предлагал этот вуз, наилучшим образом соответствовал этим требованиям, а также отвечал на те вызовы, которые возникают перед федерациями на международной арене».

Эти требования и задачи были закреплены в трехстороннем соглашении, которое МГИМО, Фонд и ОКР подписали в июле 2014 года. Фонд совместно с МГИМО разработал программу «Управление международными коммуникациями в спорте», которую утвердил Олимпийский комитет. «Хотелось бы поблагодарить руководство МГИМО и сотрудников университета за то, что они сделали это быстро и качественно», — подчеркивает А.Катушев.

Получилась программа продолжительностью 120 часов, в которой приняли участие 25 человек из 17 федераций по олимпийским видам спорта. Первая программа стартовала в декабре 2014 года, и за две недели ее слушатели прошли интенсивное, с полным отрывом от производства, обучение по семи дисциплинам: «Профессиональный английский для спортивных менеджеров», «Спортивное право и спортивный арбитраж», «PR и антикризисные медиатехнологии в спорте», «Консульское сопровождение международной деятельности в спорте», «Этика и социальная ответственность в спорте» и «Геополитика спорта: основы спортивной дипломатии».

«Фишка программы, как сейчас принято говорить, в том, — говорит А. Катушев, — что обучение велось в форме тренингов, активной накачки слушателей информацией с обязательным последующим тестированием на усвоение материала. Мы предупредили преподавателей МГИМО, что к ним в класс придут профессиональные люди. У некоторых из них за плечами обучение за рубежом, серьезная языковая подготовка, в том числе в МГИМО, а также, а учебных заведениях Лондона и Парижа, но им не хватает новых знаний и систематизации старых. Причем нам не нужно, чтобы они знали все — это и невозможно. Но мы хотим, чтобы они знали, где искать то, что им нужно. Это была одна сверхзадача… Другая заключалась в том, чтобы научить менеджеров спортивных федераций, отвечающих за международные контакты, предвидеть демарши наших оппонентов на спортивной арене, уметь их упреждать или квалифицированно на них отвечать, давая возможность тренерам и спортсменам сосредоточиться на соревновательном процессе».

Какова роль фонда в поддержании качества учебного процесса? «Мы его контролируем, наш представитель присутствует на каждом занятии, но не потому, что у нас есть сомнения в преподавателе, — мы хотим понимать: интересно ли на занятиях, насколько живой получается дискуссия, как реагируют на материал слушатели, действительно ли строг экзамен? Когда я открывал программу, я сказал ее участникам: «Надеюсь, вам будет трудно или очень трудно! Потому что если вам будет легко, значит, мы потратили время зря».

По словам А.Катушева, выбор в качестве учебной площадки МГИМО слушателями сомнению подвергнут не был, ни один преподаватель не был заменен. Согласно анонимному опросу, проведенному среди участников тренинга по его окончании, университетские специалисты получили очень высокие оценки — 9–10 баллов.

Другой задачей опроса было учесть пожелания как участников, так и федераций относительно того, как можно было бы улучшить программу? «Во-первых, мы поняли, что интенсивная учеба по 10 часов в день — все же тяжелая нагрузка. Во-вторых, работник на две недели фактически изъят из деятельности федерации, чего она позволить себе не может. Мы пересмотрели график, перейдя на месячный формат, при котором слушатели учатся с 8 утра и до обеда, а потом едут работать в свои федерации. Мы уменьшили на треть количество слушателей в каждой языковой группе, что увеличило качество усвоения языкового материала, а также увеличили часы спортивного права, внесли другие изменения».

На заседании Попечительского совета фонда, которое прошло 4 июня прошлого года, состоялось обсуждение программы и ее первых результатов. Совет дал ей положительную оценку и рекомендовал ее продолжать.

Во втором потоке, который был запущен в декабре 2015 года, приняли участие 25 человек из 17 федераций по олимпийским видам спорта, некоторые из которых, поняв пользу обучения, вновь направили своих сотрудников. «Это свидетельствует о высокой оценке качества знаний, — считает А.Катушев. — В этом 2016 году мы планируем обучение тремя потоками — по 25 человек в каждом».

Востребованность программы будет очевидно расти. И не только из-за новых вызовов, возникающих в мире спорта и в области международной спортивной политики. Например, в 2018 году в России состоится Чемпионат мира по футболу. Он будет проводиться в 11 городах и, соответственно, может возрасти и потребность в количестве подготовленных специалистов.

Ситуация в спорте высших достижений сегодня заставляет вносить коррективы и в содержание тренинга. «Мы увеличили количество часов по международному спортивному праву. Вводится курс по антидопингу. Будет также дополнен темой о допинге курс английского языка. По просьбе слушателей мы планируем для них введение в краткий курс практики международного протокола. Тем не менее объем программы останется тем же — 120 часов, мы понимаем, что федерациям нельзя лишаться практиков особенно теперь, когда возникает все больше нестандартных ситуаций, а нам надо их предвосхищать, действовать на опережение».

В последнее время развитие программы закономерно выходит за пределы национальных границ. «Мы только что получили запрос от белорусских коллег. Олимпийский комитет Беларуси, у которого есть соглашения с ОКР и с Министерством спорта России, хотел бы включить в нашу программу своих функционеров, недавних спортсменов высокого уровня, и готов оплатить их учебу».

Это интересная информация для МГИМО. В этом случае наш университет может предоставить иностранным участникам программы не только качественный образовательный продукт, но и возможность проживания в гостинце европейского уровня на территории Одинцовского филиала университета, где к услугам гостей также современный спортивный комплекс.

MGIMO Journal